Странно, но в Литве возмутились из-за совершенно предсказуемого шага Александра Лукашенко, решившего жестко наказать Вильнюс, приютивший Светлану Тихановскую, за поддержку белорусской оппозиции, за подготовку санкций против белорусских чиновников и самого Батьки. Лукашенко решил наказать Литву рублем или евро, как вам угодно.
«Я поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков с портов Литвы на другие. Вот мы и посмотрим, как они будут жить. 30% литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву. Что еще надо? Зажрались. Поэтому поставим на место», — цитирует его агентство БЕЛТА.
«Они зажрались и забыли, что такое Беларусь. И думали, что нас можно наклонить, танками попугать, ракетами… Посмотрим, кто еще кого попугает. Мы им покажем, что такое санкции», — обещал Батька.
Один из ведущих инициаторов санкций против белорусских должностных лиц, министр иностранных дел Линас Линкявичюс, ранее назвавший Лукашенко «бывшим президентом», разгневался, узнав об угрозе Батьки забрать белорусский транзит. «Естественно, что он идет ва-банк, защищается всеми понятными ему способами», — сказал он агентству BNS.
Какой еще ва-банк, если 18 августа премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис на встрече с журналистами в Сейме признал вероятность того, что Лукашенко может использовать экономические рычаги в качестве мести Литве. Да и «Свободная пресса» в статье «Поменяет ли Лукашенко Клайпеду на Усть-Лугу?», опубликованной 20 августа, спрогнозировала именно такие действия Александра Григорьевича. Поэтому возмущение литовских чиновников и политиков, словно специально «нарывавшихся» на ответ Лукашенко, равносильно удивлению «А нас-то за что?».
Линкявичюс теперь уверяет: «Наше экономическое сотрудничество — это одна из тех сфер, которые мы называем прагматичной — она выгодна для обеих сторон, не только для Литвы. Нелогично будет это разрушить». Министр транспорта Литвы Ярослав Наркевич заявляет: «Будет нелогично и плохо, если будут приниматься решения, которые могут навредить благополучию самих белорусов. Так как перенаправление или подобные политические решения навредили бы положению жителей Беларуси».
По его словам, «других альтернатив на сегодня нет, чтобы можно было бы пользоваться или из Латвии, или из Санкт-Петербурга». Но это не так. Латвию сразу приравниваем к Литве и выводим из экономической игры Минска, так как она устами президента Эгила Левитса и других политиков поддержала Вильнюс в борьбе с Лукашенко, а вот Санкт-Петербург, Усть-Луга — самое то для Батьки. Да, возможно, в чистом виде логистика немного дороже, но Александру Григорьевичу в Москве не раз давали понять: если он переведет свой транзит в наши порты, все будет происходить на взаимовыгодной основе, то есть он получит преференции. Не говоря уже о том, что чувство мстительности — не самое слабое в списке человеческих качеств, особенно некоторых политиков.
Если в Литве считают, что, выступая против Лукашенко, ведут борьбу за правое дело, то реакция на план президента Белоруссии кажется странной: как же можно преследовать выгоду в принципиальном деле борьбы с режимом? Да и, огорчаясь из-за экономических потерь, следовало бы радоваться — вот оно, лишнее доказательство диктаторства Батьки!
Собственно, примерно так отреагировал Сквернялис, прокомментировав в социальной сети Facebook план Лукашенко увести из Литвы белорусский транзит: «Трудно понять: насколько нужно цепляться за власть и ненавидеть свой народ, чтобы из-за затронутых амбиций решиться вредить своему государству и его гражданам». «Если решения, о которых сегодня говорит Лукашенко, будут приняты, они в первую очередь ударят по самой Беларуси», — считает литовский премьер.
Ударят — не ударят — посмотрим. Все зависит от состояния дел между Минском и Москвой. А вот по Литве ударят точно. Наркевич признал серьезность потери белорусского транзита. «Грузопотоки — для железной дороги — это пятая часть всех грузов, для Клайпедского морского порта — перевалка грузов свыше 16 млн тонн. Это, конечно, значительная цепочка движения товаров», — сказал он.
Да что уж там! «Свободная пресса» сообщала: Клайпедский порт — одно из предприятий, формирующих бюджет страны. В прошлом году он обслужил 14,1 млн тонн белорусских грузов, что составило 30,5% общей перевалки. А 10 млн тонн на терминале насыпных грузов — почти все белорусские; 98% из этих 10 млн тонн — удобрения «Беларуськалия».
Так что экономическая месть Батьки будет ужасной. В политике Литвы — никакого намека на компромиссы в отношении Лукашенко. Сразу после его заявления о переориентации белорусского транзита из Литвы пресс-секретарь президента Гитанаса Науседы Антанас Бубнялис передал позицию своего шефа: «Президент с самого начала кризиса в Беларуси стремился объединить лидеров региона для решения этого вопроса и планирует так действовать и в дальнейшем. Президент выступает за эффективные санкции в отношении Беларуси на национальном, региональном и европейском уровнях».
А лидер партии консерваторов Габриэлюс Ландсбергис еще накануне предложил Светлане Тихановской учредить в других странах представительства своего оппозиционного координационного совета. Он сказал, что белорусы могут использовать опыт Литвы «в борьбе за независимость». «Одним из эффективнейших инструментов, который помог распространить информацию о стремлении Литвы к свободе на Западе, были так называемые информационные центры — представительства независимой Литвы в США и Европе», — написал Ландсбергис в открытом письме Тихановской. И пообещал «оказать необходимую политическую, правовую и другую помощь» для реализации идеи.
Так что гнев Александра Григорьевича вполне объясним. И вряд ли он отступит от своего плана наказать Литву. Тем более, что на днях Вильнюсу удалось еще и уговорить Латвию отказаться от электроэнергии Белорусской АЭС, на которую Лукашенко возлагает большие надежды. Латвия хотела дружить с Батькой и даже планировала 1 сентября встретить его в Риге, но все изменилось.
Станция построена в 50 км от Вильнюса, у города Островца, скоро состоится ввод в строй, идет загрузка ядерного топлива в реактор. Литва выступает против нее и призывает к тому же страны — члены ЕС. Министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас отрапортовал на телеканале LRT: «Очевидно одно, что отказ от покупки электроэнергии как в масштабе Литвы, так и странами Балтии наносит урон Белорусской АЭС, так как за год, мы подсчитали, Беларусь потеряет сотни миллионов евро доходов». А бывший министр энергетики Литвы Ромас Швядас сказал: «Если цель — экспорт, а экспорта не будет, то таким образом этот проект потерпит крах»,
Это не так. Никакого краха не будет. Агенство БЕЛТА сообщает: ввод в эксплуатацию Белорусской АЭС позволит обеспечить около трети внутренних потребностей Белоруссии в электроэнергии, заместить 4,5 миллиарда кубометров природного газа в год, снизить ежегодные выбросы парниковых газов более чем на 7 миллионов тонн.
Но финансовые потери, конечно, будут. Так что Александр Григорьевич отомстит сразу за все.