Соединенные Штаты пытаются перехватить влияние России в Республике Кипр (РК). Глава Госдепартамента Майкл Помпео высказал ее властям неудовольствие военными и финансовыми контактами Никосии с Москвой. При этом Вашингтон намерен развивать собственное присутствие на острове.
США, в частности, беспокоят российские военные корабли, которые заходят в порты Кипра, в связи с операцией в Сирии. Поскольку речь идет о «не гуманитарных миссиях». Помпео попросил президента Кипра Никоса Анастасиадиса учесть их раздражение в будущем. Еще одним поводом для беспокойства политик назвал «отмывание денег» Россией на Кипре.
Заявления главы Госдепа в адрес Москвы прозвучали по итогам его визита на остров. В ходе поездки был подписан меморандум о дальнейшем сотрудничестве США и Кипра в военной сфере. За американский счет в Ларнаке построят так называемый «Кипрский центр сухопутной, морской и портовой безопасности».
Работа центра будет связана с обработкой и хранением опасных химических, биологических и радиологических материалов, обеспечением безопасности морских портов, а также кибербезопасности и пограничного контроля. В начале сентября США частично сняли с Кипра эмбарго на поставку оружия, которое длилось 33 года.
В последнее время остров становится новой точкой напряженности. Сообщалось, что санкции ЕС против Белоруссии не были введены, потому что их блокирует Кипр, требуя аналогичных санкций против Турции за геологоразведку в его водах. Россия прямо заинтересована в «упёртости» кипрских властей по этому вопросу. Возможно, поэтому Вашингтон и затеял контригру.
По мнению заместителя президента РАРАН по информационной политике, капитана 1 ранга Константина Сивкова, заявление Помпео может создать препятствия нашему флоту у берегов Сирии.
— То, что наши корабли заходят в порты Кипра, американцам очень неприятно. Остров занимает очень важное геостратегическое положение в Восточном Средиземноморье. Возможность получить там снабжение, текущий ремонт если потребуется, отдых экипажам — это очень важно для пребывания наших кораблей в этом регионе.
Особенно если учесть, что у нас туда зачастую отправляются корабли, предназначенные для ближней морской зоны. Например, класса «корвет» или даже малые ракетные корабли. И в этом случае полезно иметь развитую систему базирования, несколько портов на случай шторма. Потому что корабли малого водоизмещения имеют ограниченную мореходность.
Потеря портов на Кипре и аналогичных им ограничит деятельность наших кораблей как по классу — останутся только фрегаты и подводные лодки, так и по зоне их действий. Американцы же заинтересованы в том, чтобы наши корабли в этом регионе не присутствовали. Хотят выдавить нас оттуда.
Это первое такое заявление США в отношении Кипра. Если там не прислушаются к американцам, следующим шагом могут стать санкции против республики.
«СП»: — А может это просто дежурное американское бла-бла-бла? Пугают?
— Любое бла-бла-бла из уст главы Госдепартамента Помпео — это серьезное заявление.
О новой американской политике в регионе нам рассказал руководитель Центра Европейских исследований ИМЭМО РАН, эксперт по Кипру и Греции Юрий Квашнин.
— Долгое время США не были активны в политике восточно-средиземноморского региона. В первые годы правления Трампа Вашингтон проводил политику близкую к изоляционизму. Было предпринято немало мер. Среди них уменьшение американских контингентов в регионах мира, более пристальное внимание к Латинской Америке, чем к Европе или Ближнему Востоку.
С этим и связан образовавшийся в том же Восточном Средиземноморье вакуум власти, силы и последовавшая эскалация конфликта между двумя союзниками США по НАТО — Грецией и Турцией. Республика Кипр традиционно поддерживается Грецией, а непризнанная Турецкая Республика Северного Кипра пользуется абсолютной поддержкой Анкары.
«СП»: — А что Россия?
— Россия все-таки не является ключевым игроком в северной части Восточного Средиземноморья, но у нас есть интересы в Сирии, военная база в Тартусе. У Москвы неплохо складываются отношения с Республикой Кипр. Хотя в последнее время были трения. Так, Россия, настаивая, добилась, чтобы постепенно сворачивался офшорный статус Кипра и там повышались корпоративные налоги. Это нужно, чтобы российский бизнес постепенно возвращался домой.
«СП»: — Какие цели преследуют сейчас на Кипре США? Выдавить Россию?
— США хотят в принципе упрочить свое влияние в Восточном Средиземноморье, восстановить утраченные ранее позиции. Именно на это и направлены достигнутые во время визита Помпео договоренности. Точно сказать, против какой именно страны США хотят дружить с РК трудно. Наверное, есть желание ограничить и влияние России, и влияние Турции. А кроме того, тут есть определенный посыл Евросоюзу, который пытался заполнить вакуум силы в регионе.
Прежде всего, это касается Франции, потому что французские корабли активно ходят вокруг острова Кипр, особенно рядом с местами, где обеими частями острова — греческой и турецкой планируются геологоразведочные работы и последующее бурение шельфовых месторождений углеводородов. Ведь Франция является, наверное, самым последовательным, старым союзником Греции. Именно Франция, наряду с Англией и Россией способствовала созданию независимого греческого государства.
Более того, именно французский президент Валери Жискар д’Эстен в свое время настоял, буквально пробил идею присоединения Греции к Евросоюзу, хотя немцы были против, да и Британия относилась скептически. Для Франции в принципе важен весь средиземноморский регион. Вспомните, как недавно Макрон приезжал в Ливан и предлагал свой план восстановления этой страны с ограничением влияния «Хезболлы»
Кстати, Британия на Кипре тоже является очень значимым игроком. Просто она пока не артикулирует свою позицию, так как Борис Джонсон очень занят сейчас подготовкой к разводу с Евросоюзом. Но не стоит забывать, что часть территории Кипра контролируется Лондоном. Там расположены две британские военные базы, которые абсолютно автономны от РК и где базируется очень серьезная эскадра британского флота.
Неудивительно, что в такой ситуации Соединенные Штаты стремятся играть более активную роль.
«СП»: — О каком «отмывании денег» Россией на острове говорил Помпео? У нас же с ними межгосударственное налоговое соглашение. Разве это незаконно?
— Это больше штамп, сложившийся на основе устаревшей информации. Конечно, в России момент отмывания денег присутствует, но это делается не через Кипр, который сейчас стал респектабельной и гораздо более прозрачной чем раньше налоговой юрисдикцией, а через другие настоящие уже офшоры вроде Багам, Бермуд, Либерии
«СП»: — Американцы, критикуя Россию, пообещали Кипру построить центр для обработки и хранения опасных химических, биологических и радиологических материалов. Зачем такой объект небольшому островному государству?
— Конечно, приятного в таком объекте мало. Но мы знаем, что разные государства, включая Россию, на это идут. Например, мы ввозим и перерабатываем чужое отработанное ядерное топливо. Ведь это приносит доходы. Особенно когда сложная экономическая ситуация.
В РК в 2012—2013 годах произошел глубокий кризис банковской системы, который сопровождался еще и деофшоризацией экономики. Из-за этого Кипр лишился большой части своих доходов. И темпы экономического роста там сейчас очень низкие. Каких-то развитых производств там нет.
Поэтому власти Кипра ищут, на чем можно заработать. Например, начинают открывать казино. Также начинают активнее вовлекаться в газовые проекты, чреватые большой геополитической напряженностью. Обещанный США центр из этого же ряда, хотя и сомнителен с точки зрения безопасности.