На сайте Госдепа появилась новость под названием: «Брифинг со специальным представителем по Ирану и Венесуэле Эллиотом Абрамсом о событиях в Иране и Венесуэле». Да-да, так и написано, что «специальный представитель США по Ирану и Венесуэле» говорил не о чем-то абстрактном, а конкретно о «событиях в Иране и Венесуэле». В подзаголовке опять-таки подчеркивается, что это не какой-то очередной, а «специальный брифинг специального представителя».
Как тут не вспомнить добрым словом замечательную Дженнифер Псаки, официального представителя внешнеполитического ведомства США в 2013—2015 годах. Она тоже радовала мир подобными перлами. Кстати, в США появился даже термин «феномен Псаки», от которого Госдеп до сих пор не отделался. Прилип как банный лист к пятой точке.
Однако вернемся к специальному брифингу американского специального представителя по Ирану и Венесуэле о событиях в Иране и Венесуэле. Привычно лягнув ногой Мадуро и погладив по головке оппозиционера Гуайдо, Эллиот Абрамс объявил о воли Вашингтона в отношении Тегерана.
По его словам, «практически все санкции ООН в отношении Ирана вернутся в силу 19-го сентября. Теперь эмбарго на поставки оружия будет вновь введено на неопределенный срок, и вернутся другие ограничения, включая запрет на участие Ирана в деятельности, связанной с обогащением и переработкой, запрет на испытания и разработку баллистических ракет и санкции на передачу Ирану ядерных и ракетных технологий».
Госдеп имеет в виду санкции в соответствии с Резолюцией № 1929 Совета Безопасности ООН от 9 июня 2010 года, наглухо забыв о Резолюции № 2231 СБ ООН от 20 июля 2015 года, согласно которой эмбарго на продажу оружия должно быть прекращено 18 октября.
Вашингтон считает, что Тегеран нарушил так называемую ядерную сделку. Но даже верные союзники США — «большая европейская тройка» — Германия, Франция и Великобритания отвергли требования США о возобновлении санкций как лишенные правовой основы. Такой же точки зрения придерживается преобладающая часть членов СБ ООН.
Тем не менее, Эллиот Абрамс уверен, что никто не ослушается дядю Сэма. Об этом он высказался с чувством превосходства Америки над всем мировым сообществом: «Я действительно помню, как пару лет назад многие министры иностранных дел и многие эксперты высказывали мнение, что одностороннее введение санкций Соединенными Штатами не окажет никакого влияния на Иран. Но, как сказал госсекретарь, мальчик, все, что тебе нужно сделать, это посмотреть на иранскую экономику, чтобы увидеть, что это неправда».
На вопрос корреспондента Кэрол Морелло из Washington Post, есть ли в США план в отношении стран, включая Россию, Китай и даже ЕС, если те решатся поставить оружие Ирану, Абрамс ответил: «Да, ты сам это увидишь».
Спецпредставитель Госдепа по Венесуэле и Ирану пообещал сделать еще несколько заявлений по этому вопросу. И вообще — «мы еще посмотрим, будут ли эти страны на самом деле игнорировать санкции».
О том, как другие страны слушаются США, Абрамс продемонстрировал примером Венесуэлы, которой никто кроме Ирана не поставляет бензин. Он сказал: «И это действительно интересно. У многих людей есть бензин для продажи. Конечно, у Китая и России есть бензин для продажи, но санкции США привели их к тому, что они не должны заниматься этой торговлей, и греческие грузоотправители вышли из этой торговли».
Ответ, впрочем, не устроит интервьюеров. Джоэл Герке из Washington Expert повторил вопрос Морелло из Washington Post, мол, хотелось бы побольше конкретики по «сдерживанию или пресечению поставок российского и китайского оружия Ирану». Неожиданно спецпредставитель США заявил, что любые американские санкции против РФ и КНР (если те решатся поставить оружие Ирану) поддержит Евросоюз, «что бы ни говорила евро-тройка».
Если называть вещи своими именами, то Америка и Европа играют роли «плохого и хорошего полицейского», хотя представляют собой единый коллективный Запад, полностью контролируемый Вашингтоном.
Что интересно: сразу же за этим последовала просьба прокомментировать информацию издания Politico, которое, ссылаясь на доклад ЦРУ, утверждает, что Тегеран «хочет убить посла США в Южной Африке в качестве возмездия за убийство Сулеймани». Абрамс заявил, что «у этого режима уже многие десятилетия кровь на руках, включая террористические атаки не только вблизи Ирана, но и во всем мире». Так что, господа, все возможно, после чего и полетит в Тегеран страшная американская «ответка».
Похоже, это есть ответ на вопрос, почему большая европейская тройка хотя и отвергает требования США о возобновлении санкций, как лишенные правовой основы, тем не менее их поддержит.
В ближайшее время должно произойти иранское событие, равносильное по эффекту, например, «отравлению Навального». Нет, это, скорей всего, будет не убийство посла США, как-никак, скоро президентские выборы. Впрочем, кое-что можно понять из брифинга. Спецпредставитель Госдепа, анонсируя возобновление санкций против Тегерана, «специально» остановился на ирано-американском бизнесмене Сиамаке Намази, который «отпраздновал свой 49-й день рождения в печально известной тюрьме Эвин. Это означало 1800 дней — 1800 дней с тех пор, как иранский режим впервые взял его в заложники».
По информации спецпосланника администрации Трампа по делам заложников, в октябре 2016 года тегеранский суд приговорил Сиамака Намази и его престарелого отца Бакера к 10 годам лишения свободы по обвинению в сотрудничестве с Соединенными Штатами против Ирана.
Было бы неправильно давать оценки этому делу, тем не менее в России хорошо помнят «Акт Магнитского», названного по имени скончавшегося в следственном изоляторе «Матросская тишина» Сергея Магнитского. Безусловно, смерть каждого человека — это огромная трагедия, но американская истерия связана даже не с гибелью аудитора, оказывавшем юридические услуги фонду Hermitage Capital Management, а с уголовным делом в отношении самого фонда.
По версии московских следователей, из бюджета РФ было похищено ₽ 5,4 млрд. из российской казны. А это, в свою очередь, подрывало уже авторитет Запада, считавшегося иконой в нашей либеральной тусовке.
Конечно, не хотелось бы проводить такого рода параллели, но Абрамс опять-таки специально подчеркнул, что «мы работаем каждый божий день, чтобы добиться их (Сиамаке Намази и его отца) освобождения». Удивительно это тем, что Иран выпустил практически всех американцев, которые сидели в иранских тюрьмах по более легким делам. А здесь, как заявил президент Рухани, суд доказал обвинение в шпионаже. Все это напоминает госдеповскую политическую пиар-кампанию с далеко идущими коварными целями.
Хочется надеяться, что с Сиамаке Намази ничего страшного не случится, но в любом случае у американцев должны появиться на руках козырные тузы, чтобы ЕС, РФ и КНР присоединились к антииранскому эмбарго по поставке вооружения.
По предварительной информации из Тегерана, Иран готов сразу же купить у Китая истребители J-10C и ракеты класса «воздух-воздух» PL-15, а у России — ударные подводные лодки «Варшавянка», ЗРК С-400 и боевые танки Т-90. Выбор оружия, безусловно, отражает многовекторность современной Персии.
Пойдут ли Пекин и Москва на эти сделки, вопрос, как шутил Роман Карцев, конечно, интересный. И Китай, и Россия в международной политике руководствуются в первую очередь национальными интересами. Для КНР — это может быть новая торговая сделка с США, для России — достройка «Северного потока-2», повисшего в воздухе из-за «отравления Навального». Как бы там ни было, но переговоры по поставкам начнутся сразу, чтобы понять, насколько далеко США могут пойти в своих действиях. А там, как фишка ляжет.