Тибет — новая мишень американских пропагандистов в войне с Пекином
Как перед выборами президента США будут разыгрывать «китайскую карту»
До выборов президента США осталось меньше месяца, а это значит, что кандидаты будут все активнее манипулировать избирателями с помощью международной повестки. В ситуации, когда национальная экономика продолжает стремительное падение из-за пандемии коронавируса, а общественная жизнь все еще испытывает влияние протестов Black Lives Matter, у американских политиков остался только один козырь, который хоть как-то может сплотить социум, — страшный враг у ворот. Если у Джо Байдена этим пугалом служит Россия, то у Дональда Трампа — Китай.
Казалось бы, за последние полгода Трамп и его команда успели полностью испортить отношения с КНР: обвинения в создании и распространении COVID-19, санкции по отношению к Гонконгу, давление на Huawei, блокировка TikTok и WeChat, новый виток торговой войны… Но теперь неделе американцы попытались найти новый предлог для демонизации Китая — на этот раз речь пойдет о Тибете.
Доклад Jamestown Foundation
Американская некоммерческая организация Jamestown Foundation, специализирующаяся на работе с перебежчиками, опубликовала у себя сайте исследование под заголовком «Синьцзянская система военизированного профессионального обучения приходит в Тибет». Автором исследования выступил немецкий антрополог и научный сотрудник Мемориального фонда жертв коммунизма Адриан Зенц (Adrian Zenz).
Основываясь на сообщениях в СМИ, политических документах и спутниковых снимках, Зенц утверждает, что власти КНР насильно сгоняют сотни тысяч жителей Тибета в «военизированные учебные центры», которые, по его мнению, очень напоминают трудовые лагеря.
За первые семь месяцев этого года, как говорится в исследовании, обучение в лагерях прошли около полумиллиона сельских жителей Тибета — преимущественно фермеров и пастухов. Согласно приведенным планам китайского правительства, докладывает Зенц, программы направлены на развитие «трудовой дисциплины и этики, а также обучение китайскому языку».
Антрополог считает, что ситуация в Тибете напоминает происходящее в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где якобы притесняются права уйгуров. Американские журналисты и политики утверждают, что около миллиона мусульман-уйгуров удерживают в так называемых «лагерях перевоспитания», где их заставляют отказаться от своей религии. Существенных доказательств таким обвинениям американская сторона не предоставила, что, однако, не помешало Палате представителей США в декабре прошлого года ввести персональные санкции в членов КПК, «несущих ответственность за репрессии в отношении мусульман, проживающих в Синьцзяне».
Борьба с бедностью или «злые намерения»?
Основная претензия Jamestown Foundation по отношению к Китаю заключается в том, что правительство, превращая тибетских фермеров и пастухов в фабричных рабочих, «целенаправленно атакует традиционные средства к существованию тибетцев».
В данном контексте крайне занимателен сам подход американцев к этническим меньшинствам. Складывается впечатление, будто они видят в тибетцах не полноценных людей, которые пытаются себя реализовать и ищут лучшей жизни, а краснокнижных животных, обязанных жить в заповеднике и заниматься «традиционным» для себя трудом.
Около 68% этнических тибетцев живут в сельских районах автономной области. Это самые бедные районы Тибета. Благодаря развитию промышленности, строительству дорог и улучшению транспортного сообщения качество жизни в сельских районах Тибета в последние годы демонстрирует постоянный рост. Только в прошлом году более 570 тыс. тибетских фермеров и пастухов получили квалификацию и устроились на работу на местные заводы, что принесло автономной области 3,48 млрд. юаней. А в первом квартале 2020 г. Тибет занял первое место в Китае по росту ВВП.
Обучение 500 тыс. тибетцев в этом году соответствует плану КПК по борьбе с бедностью в автономной области. Напомним, что к концу 2020 г. Китай намерен полностью победить бедность в стране. С 2013 по 2018 гг. число бедных среди сельского населения в КНР сократилось с 99,9 млн человек до 16,6 млн. По итогам прошлого года 95% бедных в Поднебесной потеряли этот статус.
При этом заметим, что китайское правительство вовсе не борется с сельским населением Тибета, а наоборот — последовательно его поддерживает. Тибетские фермеры и пастухи освобождаются от различных налогов и сборов, им предоставляется бесплатное медицинское обслуживание, а их дети могут бесплатно посещать школы.
Китай угрожает тибетскому языку и культуре?
«В контексте все более ассимиляционной политики Пекина в отношении этнических меньшинств вполне вероятно, что политика будет способствовать долгосрочной утрате языкового, культурного и духовного наследия», — делает смелый и необоснованный вывод Зенц. Обвинение в уничтожении тибетской культуры китайцами вызывает еще большую обеспокоенность за немецкую антропологию. Если бы автор данного исследования хотя бы поверхностно изучил историю Тибета, он бы знал, что сохранение тибетского языка и культуры — это заслуга КНР.
До инициированных в 1959 г. КПК демократических реформ Тибет представлял собой отсталое феодальное общество, 95% которого было представлено крепостными крестьянами. Образование в старом Тибете было доступно только религиозным элитам и знати, в то время как крестьяне даже не были знакомы с тибетским письмом. Сегодня китайское правительство на законодательном уровне поддерживает сохранение тибетского языка: на нам издаются газеты и учебники, его изучают в школах и университетах. Можно с уверенностью сказать, что сегодня тибетский язык наиболее массово распространен, чем когда-либо.
Не мнее пристально Китай следит за сохранением тибетской религии и культуры. Заместитель директора Комитета по этническим и религиозным вопросам НПКСК Тибетского автономного района Лан Гэ-ле проработал в архивах Тибета более 30 лет. Он ни разу не находил в архивах записи о том, что старое тибетское правительство инвестировало в храмы и ремонтировало их, чего нельзя сказать о КНР.
Только с 1980-х гг. КПК выделила более 700 млн юаней на проведение мероприятий в тибетских храмах и пагодах. В частности, с 1989 по 1994 гг. Китай потратил более 55 млн юаней на ремонт дворца Потала. В 2001 г. в Тибете был создан специальный фонд дворца Потала, Норбулинки и монастыря Сакья, насчитывающий 330 млн юаней. А в 2007 г. китайское правительство снова выделило 570 млн юаней на 22 специальных отряда по защите культурных реликвий Тибета.
Все это в лишний раз демонстрирует «мастерство» американской агитационной машины, которая даже не старается изображать правду в освещении жизни современного Китая.