Один из главных лидеров оппозиции в Беларуси Светлана Тихановская объявила о начале «Народной забастовки» в ответ на невыполнение Александром Лукашенко требований «Народного ультиматума» — остановить насилие на улицах, освободить политзаключенных и объявить о своем уходе.
— Срок выполнения требований Народного Ультиматума вышел. Сегодня начинается Народная Забастовка — следующий шаг белорусов к свободе, прекращению насилия и новым выборам, — написала Тихановская в телеграм.
Накануне в Минске и крупных городах прошли массовые акции, приуроченные к истечению срока Народного ультиматума. По некоторым оценкам, численность акций сравнимо с первыми акциями, проходившими
Сложно судить о том, насколько массовой была национальная забастовка в первый день. В оппозиционных телеграм-каналах появилось множество фотографий с закрытыми ресторанами, магазинами и организациями. Появлялась информация об остановке ряда цехов стратегических государственных предприятий: МАЗ, МТЗ, МЗКТ, ОАО «Беларуськалий» и ОАО «Гродно Азот».
Позднее администрации большинства предприятий объявили, что производство не остановлено, а отгрузка продукции продолжается.
Также в понедельник прошли забастовки студентов столичных государственных ВУЗов и совместное шествие студентов с маршем пенсионеров, который уже традиционно проходит по понедельникам.
Независимый политолог Валерий Карбалевич считает, можно говорить о нарастании протеста.
— Если говорить непосредственно о забастовке, то действительно большая часть бизнесов объявила понедельник, 26 октября, выходным днем и не работают, особенно сфера услуг. Если говорить о государственных предприятиях, были попытки — конфликты между теми, кто пытался организовать забастовку и администрациями этих предприятий. На некоторые крупнейшие белорусские предприятия был введен ОМОН.
Говорить о забастовке в чистом виде, наверное, нельзя, однако в Минске акцию акцию протеста организовали, например, студенты большинства белорусских ВУЗов. В Минске по центральным улицам прошел марш пенсионеров и студентов — где-то восемь тысяч человек. Прошла серия одиночных пикетов в больших городах — не только в Минске. Были попытки перекрытия дорог, которые жестко пресекались силовиками. Можно сказать, что политическое противостояние усилилось и протест идет на подъем.
«СП»: — Каков экономический эффект от забастовок, держится ли режим Лукашенко на прибыли стратегических госпредприятий?
— Забастовки должны иметь психологический эффект, а не экономический. Ничего хуже для белорусской экономики, чем сохранение у власти Александр Лукашенко, нет. Лукашенко у власти стоит любых забастовок в Беларуси. Бизнес уходит, иностранные инвестиции — не идут, иностранные кредиты — не выдаются. Конфликт с Западом означает блокирование сотрудничества со всеми международными финансовыми организациями.
Россия объявила о выделении $1,5 млрд. Первый транш в размере $500 млн прошел, а дальше — если говорить даже устами российских телеведущих — ставится ультиматум: если Лукашенко продолжит игнорировать договоренности, достигнутые в Сочи, то не получит этих денег. Главная экономическая проблема Беларуси имеет фамилию имя и отчество.
Непосредственно общенациональная забастовка — это попытка психологического и политического давления на режим. Экономические факторы вообще минимальны.
«СП»: — О чем Путин и Лукашенко договорились в Сочи и зачем прилетал Сергей Нарышкин?
— По той информации, которая поступает в том числе и от российских официальных лиц, например, Сергея Лаврова, в Сочи Лукашенко и Путин договорились о том, что нужно осуществлять транзит власти в Беларуси — Лукашенко должен уходить. Этот транзит власти должен завершиться в течение года или полутора лет. Проводится конституционная реформа, затем досрочные президентские выборы, в которых Лукашенко уже не участвует. Вернувшись домой Александр Григорьевич решил, что он лучше контролирует ситуацию, чем первые дни после выборов, и уходить ему расхотелось. Не случайно, он не объявляет ни о каком графике или алгоритме этих реформ. Не говоря уже о том, что он не выстраивает диалога с народом и, кроме как голой силой, не реагирует на протесты. России это не нравится и, судя по всему, визит руководителя службы разведки Сергея Нарышкина был с посланием от Владимира Путина — предупреждением