Руководитель белорусской оппозиции Светлана Тихановская призналась, что президент Белоруссии Александр Лукашенко полностью игнорирует давление Запада. «Я думала, что Европа велика, а она ничего не может сделать», — поделилась своим разочарованием в политиках Старого Света предводительница белорусских противников легитимной власти, уточнив, что заявления европейских деятелей о поддержке критиков «режима Лукашенко» на деле оказались просто словами, авторы которых опасаются каких-либо реальных резких действий из-за возможного осложнения отношений с Кремлём.
«Мы уже несколько месяцев работаем над введением экономических санкций, и все это так медленно и сложно… Европейские лидеры действуют осторожно, всё время оглядываясь на Россию. Нет супергероя, нет мирового лидера, который властвует над Лукашенко. Когда ему звонит Ангела Меркель — он просто не отвечает! Он разговаривает только с Россией и Китаем», — констатировала Светлана Тихановская.
«Можно ли рассматривать подобные признания формального лидера белорусских оппозиционеров как признание того, что Батьке удалось-таки переиграть своих противников и удержать за собой пост первого лица в республике?» — поинтересовалась «СП» у знатоков «белорусского кейса», вспомнив, что не далее как 9 декабря на видеохостинге YouTube появилось весьма интересное «предрождественское» обращение Светланы Тихановской к жителям республики.
В нем бывший кандидат в президенты Белоруссии напомнила, как две тысячи лет назад «царь Ирод боролся за свой трон и приказал убивать невинных людей», в результате чего «многие семьи были вынуждены бежать в другую страну», что многие местные политики расценили как завуалированный призыв к противникам «режима Лукашенко» бежать из страны.
— Здесь много аспектов, и прежде всего нужно отметить, что все протестующие в Белоруссии не являются таким уж единым целым, — подчеркнул в беседе с изданием член Совета по межнациональным отношениям при президенте России, политолог Богдан Безпалько. — Что касается самой Тихановской, то она вообще попала в политику случайно, когда вдруг осталась единственной из более-менее реальных кандидатов в президенты, кого не вывели искусственно из предвыборной гонки. Но она не может управлять протестной массой, а ее высказывания просто говорят о том, она — наивный политик, не имеющий ни опыта, ни связей.
Она констатирует очевидное, потому что с самого начала было понятно, что Евросоюз не будет предпринимать никаких жестких шагов против «режима Лукашенко». Если бы там и вправду хотели поддержать протестующих всеми имеющимися средствами, то Белоруссии просто заблокировали всю внешнеэкономическую деятельность — запретили продавать республике удобрения и нефтепродукты, а странам Балтии запретили бы транзит белорусских товаров через свою территорию.
«СП»: — Почему же европейские радетели за «народную демократию» не пошли на это?
— Во-первых, это толкнуло бы Белоруссию в еще более сильные экономические объятия России, чего мы, кстати, не можем добиться который уже год. Во-вторых, в этом случае пришлось бы непосредственно иметь дело с Россией.
Кроме того, сам по себе Лукашенко, как политик, постоянно стремящийся усидеть на вершине властной пирамиды, хоть и на двух стульях, вполне устраивает Евросоюз. Который придерживается примерно следующей идеологии: сметут народные протесты Батьку — ну, хорошо, значит, к власти придет или Тихановская, или другой прозападный политик, которого долго охаживали и курировали, а если не сметут — ну и ладно, будем взаимодействовать с Лукашенко, который благополучно высасывает из России ресурсы.
«СП»: — То есть опасаться того, что «украинский» сценарий в Белоруссии при каких-то раскладах все же реализуется, России не стоит?
— Я, как и многие другие аналитики, давно скептически отношусь к такой вероятности. Хотя сама по себе протестная активность в Белоруссии никуда не денется. Она может быть загнана вглубь, например, по причине плохой погоды, но при подходящем поводе опять проснется. Белорусское общество разделено, и этот факт никак нельзя игнорировать. Лукашенко, конечно, может какое-то время усидеть у власти, но консолидировать его вокруг себя он не сможет, и это тоже очевидный факт.
Для России проблема здесь в том, что и Лукашенко, и другие люди, которые в политике выставляют себя его оппонентами, не являются пророссийски настроенными. Соответственно, они не будут проводить и пророссийскую политику в любой сфере. Образно выражаясь, хрен редьки не слаще.
«СП»: — Продолжая образные сравнения, не появился ли сейчас у России шанс под каким-нибудь, хоть директивным, соусом, заменить хрен и редьку на полезную для себя редиску или свеклу?
— Сложный вопрос. Полагаю, рычаги для этого у России есть, но все они, скорее, не из разряда директив, а из разряда экономического понуждения. Ведь не только сторонники, но и противники Лукашенко, в частности — экс-замминистра внутренних дел республики Андрей Евдоченко, откровенно признают — экономика республики на 95% зависит от нас. Стоит нам прекратить поставки нефти в Беларусь по льготным ценам, и продавать ей в Европу с выгодной маржой станет просто нечего, а уж если совсем поставки прекратим, там вообще будет коллапс. И рынок сбыта для белорусских товаров можем сузить. Не стесняются же некоторые наши «западные партнеры» использовать свои рынки как внешнеполитический рычаг, почему бы и нам не взять это на вооружение?
А вот директивно что-то Батьке указать невозможно. Он выбрал для себя в качестве абсолютной ценности выбрал абсолютную же власть. Поэтому он будет всячески уклоняться от подобных рекомендаций. Вот сейчас, например, прошла информация, что наш полномочный посол в Белоруссии Дмитрий Мезенцев мягко рекомендовал начать реформу конституционного характера. Но совершенно очевидно, что на деле она выльется в профанацию — Лукашенко просто передаст власть самому же себе, но в другом качестве или должности.
«СП»: — В каком, например?
— Большинство экспертов полагает, что это будет пост главы Всебелорусского народного собрания. Ему же можно придать какой-то более весомый статус, а полномочия президента сделать чисто номинальными по аналогии с Германией — принимать послов и осуществлять представительские функции. При этом саму должность президента, по рассказам самих белорусов, могут сделать выбираемой не всенародно, а в парламенте. После этого Батька может сказать — я вам обещал оставить пост президента, я это сделал. А власть, понятное дело, он никому не отдаст.
Так что о редисках-то, свеклах, морковках и других полезных растениях нам надо было раньше заботиться. Да не о штучных, целый огород надо было засаживать. А мы в принципе не вступаемся за тех, кто высказывается в пророссийском ключе, и это касается не только белорусских диссидентов, но и, например, публициста Ермека Тайчибекова, которого арестовали сейчас в Казахстане явно по политическим причинам. Получается, не из кого пока выращивать-то, люди понимают, что, выступая за интеграцию с нами, они попадут под удар, а Россия за них не вступится, в отличие от Запада, который вступается даже за активистов-маргиналов.
«СП»: — Можно ли предположить, что в ближайшей перспективе кураторы белорусских протестов заменят Тихановскую на более выгодного Западу, и прежде всего — США, политика?
— Ну, Америка пока тоже очень неплохо выстраивает отношения с Батькой и даже собирается туда направить посла. Давайте вспомним, как Лукашенко принимал Помпео, как он выражался о Путине в том ключе, что, дескать, Трамп его «посадит в двадцатый вагон». Так что США пока нет резона раздувать белорусский протест. Но если у этого процесса появятся новые лидеры, а США посчитают нужным в него влезть, то Тихановская, конечно же, сразу уйдет в тень. Но при этом все же войдет в историю белорусского национализма как один из несостоявшихся «объединителей».