Вице-президент США Майк Пенс отказался воспользоваться 25-й поправкой к конституции для лишения Дональда Трампа обязанностей президента. Его письмо спикеру Палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси опубликовала в своем Твиттере NBC News. В России внимательно наблюдают за американской политической дракой и делают выводы.
По мнению Пенса, 25 поправка была разработана как ответ на возможную не дееспособность президента, а не для «наказания или узурпации». Ее применение подобным образом «создаст ужасный прецедент». «Я не верю, что подобные действия будут в интересах нашей нации или соответствовать ее Конституции», — пояснил вице-президент США.
Палата представителей Конгресса США приняла резолюцию, призывающую Пенса отстранить Трампа от должности. Теперь если вице-президент не последует ей в течение 24 часов, Палата представителей обещает сама приступить к процедуре импичмента. Трамп назвал эту затею опасной для США и пригрозил Байдену «гневом американцев».
Утром 14 января стало известно, что большинство члены Палаты представителей США одобрило резолюцию об объявлении импичмента президенту США Дональду Трампу. Теперь этот вопрос переходит на рассмотрение в Сенат — верхнюю палату Конгресса.
Ключевую роль в обструкции действующего президента сыграли соцсети, лишившие его и его сторонников голоса. Из последнего: аккаунт Трампа временно заморозил YouTube. До этого его заблокировали Facebook, Instagram и Twitter, стриминговая платформа Twitch и др. Google и Apple удалили из своих магазинов приложений популярную у сторонников Трампа социальную сеть Parler.
Но даже это не защитило их от гнева демократов. «Администрации Байдена будет необходимо разобраться с этим кризисом… Ей придется призвать интернет-платформы к ответственности, покарать в судебном порядке всех, нарушивших наши законы и опубликовать больше информации и аналитических данных о внутреннем терроризме», — заявила Хиллари Клинтон.
«Уже понятно, как эти сетевые гиганты действуют, и будут действовать в условиях политического кризиса, в том числе за пределами США. Квази-тотальная зависимость от зарубежных интернет-платформ несовместима с суверенитетом страны [России]», — заявил на днях глава комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков.
По мнению политолога-американиста, эксперта Центра исследования проблем безопасности РАН Константина Блохина, политическая линия Трампа противоречит бизнес-интересам глобальных компаний IT-сектора и значительной части американского истеблишмента.
— Уже понятно, что СМИ в США не свободны, они являются инструментом в руках олигархических групп по манипулированию обществом и дискредитации Трампа. Но Трамп сумел использовать этот инструмент против них самих. С помощью Twitter он смог преодолеть созданную истеблишментом стену из либеральных СМИ и донести свои идеи непосредственно до электората.
Однако изменения внутренней и внешней политики США, которые предлагал Трамп, радикально меняли все устоявшиеся экономические связи. Это значит, транснациональный глобальный капитал, вынужденный перестраиваться на локальный североамериканский уровень, стал терять свои прибыли. Речь идет о триллионах долларов. Это непосредственно касается IT-гигантов.
Традиционный истеблишмент выстраивал этот глобальный курс, начиная с 1945 года. И это развивалось вплоть до периода правления Барака Обамы. А Трамп взял курс на протекционизм, национальный эгоизм, торговые войны, умеренный рейганизм. Плюс различия в его идеалах, ценностях по сравнению с либералами. Всё это вызвало невероятное ожесточение истеблишмента.
«СП»: — Насколько реален импичмент?
— Начать импичмент — это не значит его закончить. Инициирует процедуру Палата представителей Конгресса. Она собирает документы, а затем передает ее в Сенат США, который в качестве судей это рассматривает и за ним последнее слово. Исторически процедура импичмента занимала от месяца до полугода. Понятно, что за оставшееся время реализовать импичмент не получится.
Политической целесообразности отстранения Трампа, который уже «хромая утка», от власти нет никакой. А значит задача демократов не в том, чтобы его убрать, а чтобы добиться реванша, отомстить за провал Хиллари Клинтон в 2016 году. А кроме того, все нынешние проблемы США — раскол страны, перевести на Трампа, а самим выйти сухими из воды и начать с чистого листа.
Замруководителя Международного евразийского движения Валерий Коровин указывает на необходимость альтернативы американским платформам.
— Произошедшее лишь подтверждает необходимость создания Россией собственных социальных интернет-платформ, своих операционных систем, прикладного софта. Причем, необязательно делать это в одиночку. Можно делать это совместно с Китаем, или с Индией, где сейчас индустрия на подъеме, с Турцией, некоторыми европейскими государствами.
Вообще, сейчас, после того, что мы наблюдали в Америке, самое время поднять вопрос о передаче интернета под международный контроль. В первую очередь зоны доменных имен, а затем и системы распределения серверов, которая будет находиться под контролем, например, ООН. В противном случае необходимо создание альтернативных сетевых пространств.
Это могут быть евразийский или тихоокеанский, или европейский аналоги интернета. Ведь Евразия — это и есть большая часть человечества. Тогда американцы фактически окажутся изолированными, что локализует их мировоззрение как исключительно североамериканское, без претензий на глобальное доминирование.
Сейчас мы наблюдаем процесс сворачивания глобального доминирования США, проявлением которого стали блокировки соцсетей и мессенджеров и изменение правил их пользования. По сути, это создание инструмента контроля. Пусть американцы контролируют своих граждан. А мир будет развиваться по диверсификационной модели, что отвечает складывающемуся многополярному миру.
— Россия находится не в худшей ситуации с точки зрения интернет-независимости, — отмечает IT-эксперт, главный разработчик сайта Kremlin.ru Артем Геллер. — Почти ни у кого в мире нет такой сети как «Вконтакте». Есть «Одноклассники», есть популярный мессенджер «Телеграм», который, кажется, со всеми уже договорился.
По сравнению со многими странами Европы и с кадрами, и с технологиями, у нас всё очень даже неплохо. Если кто нас и опережает в этом смысле - это Китай. Там всё своё, а всё, что не нужно заблокировано. Чтобы и впредь обезопасить себя, нам нужны юридическое регулирование и альтернативные сервисы.
«СП»: — Можно чуть подробнее?
— Такая власть у глобальных IT-компаний — это, конечно, не нормально. Учитывая, что это коммерческие компании и могут делать со своими пользователями, которые подписали с ними соглашение, все что угодно. Поэтому нужно достаточное регулирование [в том числе на территории России], чтобы не было подобных инцидентов.
Что касается альтернативных сервисов, то их нужно делать всеми правдами и не правдами. Тут можно идти по пути Китая: смотреть, что «выстреливает» в мире и вкладываться в подобные сервисы на наших платформах. Некоторые будут проигрывать, некоторые будут выигрывать, но постепенно мы получим достаточный уровень безопасности. Отключать нас не будут, потому что в этом нет смысла.
«СП»: — Лучшая оборона — это нападение. Не стоит ли России ориентироваться не столько на защиту своего сегмента сети, сколько на экспансию? Создавать именно глобальные сервисы?
— Это не про идеи, не про технологии. Это вопрос маркетинговый. Люди привыкают к своим, домашним решениям. Поэтому нужны большие финансовые вложения в тиражирование, в раскрутку в других странах. Завоевывать рынки очень непросто и потому дорого.