Люди, которые увлекаются ретро, должны быть сейчас довольны. На арену международного цирка выезжают всё те же клоуны — и бывший вице-президент США при Бараке Обаме, 78-летний Джо Байден, и новый (старый) замсекретаря госдепа Виктория Нуланд, и любимица российской публики — интеллектуальный ангел, пресс-секретарь Белого дома Джейн Псаки. Шоу обещает быть ещё то. Джо Байден уже заговаривается и путает имена внуков. Нуланд прославилась изобретением мема «печеньки госдепа», когда явилась на площадь в Киеве, раздавая там пряники и конфеты протестующим против президента Виктора Януковича. Псаки вообще настоящее счастье. В бытность работником пресс-службы госдепартамента США она прославилась утверждениями, что Астрахань граничит с Украиной, употребила в отношении выборов слово «карусель» и не смогла объяснить его значение, но на этом основании объявила себя «жертвой российской пропагандистской машины». Всё, они тут. Как в анекдоте про напичканный современной техникой самолёт — «пристегнитесь, мы со всей этой хренью попытаемся взлететь».
Если короче — к власти в Штатах пришла гоп-компания, за которой едет вагончик, набитый всеми возможными штампами и фейками в отношении России. Мода на ретро — вещь стабильная: в девяностых ностальгировали по семидесятым, в двухтысячные — по девяностым, а сейчас популярны восьмидесятые. Кадровая проблема Соединённых Штатов, когда на пост главы государства наперебой лезут сыновья бывших президентов (Джордж Буш-младший) и их же жёны (Хилари Клинтон), считается в принципе нормой жизни. Собачиться на тему всего русского плотно вошло в моду, а уж если в Белом доме расселись люди, прославившиеся сенсациями, что злобная Россия срежиссировала бунты Black Lives Matter и финансирует боевиков «Талибана"*, потепления отношений ожидать не приходится. Источником аналитики для государственных деятелей США является голливудское кино, где очередные генералы с железными зубами и в папахах за ящик водки продают международному терроризму ядерные боеголовки с разбитого склада.
Главный вопрос — какими будут новые санкции после выезда клоунов под аплодисменты публики? Сюрпризов никаких — вовсю обсуждается отключение РФ от системы международных платежей SWIFT: и отечественными либералами сие преподносится, как конец света. Безусловно, радости такие санкции не принесут, да и рубль, привыкший падать даже от блеска маникюра «первой леди» США, от новых сложностей не взбодрится. Однако, стоит посмотреть на Иран, десятилетиями живущий под такими жестокими санкциями, каковые России и не приснятся. Взять хотя бы запрет поставлять детали для самолётов — иранцы на свой страх и риск летают по своей стране на престарелых, как Байден, «боингах». Так вот — SWIFT в Иране отключен бог весть сколько лет, но режим мулл не рухнул. Напротив, под предлогом нахождения отечества в опасности он завинтил гайки, и сурово подавил манифестации своих противников.
Иран находит новые рынки для своей нефти, продавая её в Южную Корею, Японию, Китай, избегая долларов во время расчётов. Чем хуже японская йена или китайский юань, ведь их охотно берут в любом обменнике? Строятся великолепные шоссе, современные метро в различных городах, молодым семьями выдаётся социальное жильё (с символической оплатой аренды), а магазины завалены продуктами иранского производства. Санкции в отношении Ирана ничуть не работают даже с отключением от SWIFT: и недаром Джо Байден первым делом сейчас, едва придя к власти, стремится договориться с иранцами о снятии части ограничений, дабы Иран не вернулся к своей ядерной программе. В отношении же России Америка, похоже, вскоре добьётся того же — что ей будет нечего терять. SWIFT остался последним аргументом — а что, простите, дальше? Да в том-то и дело, что ничего. Постоянные запреты скоро приведут к тому, что на Россию нельзя будет воздействовать в принципе. Как это и случилось с Ираном.
Остаётся любимая штука США — война. Иранцы воюют плохо (они и Ирак не смогли победить), но их много, и они согласны умирать, таща на тот свет противника. Это американцев не радует. Атаку на Иран не провёл «отмороженный» Трамп, и совершенно очевидно — Байден связываться не станет. Ирану заблокировали международные платежи, включили в список государств, поддерживающих терроризм, но исламский режим по-прежнему способен создать атомную бомбу. И вот уже Байден заявляет — нужно договариваться с Ираном, смягчать санкции, наложенные Трампом, иначе ж чёрт знает что произойдёт. Такой же момент наблюдается и с диктатором Северной Кореи Ким Чен Ыном — злобный толстячок настолько пугает наличием ядерных зарядов рядом с крупной военной базой Америки в Сеуле, что Трамп вежливо жал ему руку и называл «другом». Иными словами, США весьма ласковы с теми, кого боятся. Россию им бояться нечего, поэтому-то в обозе и везут вытащенных из нафталина чиновников администрации Обамы, чьё умственное развитие вызывает желание похлопать бедолаг по плечу и дать конфетку. Ибо это, в сущности, дети малые со встроенной в мозг системой обвинений в адрес РФ.
Джо Байден начал президентство с заявлений под копирку, что он «остановит агрессивные действия России». Завод старой шарманки вполне себе понятен, для этого и достали со склада побитую молью гвардию вроде Псаки. Но и со стороны российского правительства не делается ровным счётом НИЧЕГО, чтобы США задрожали, или хотя бы уж задумались о последствиях своих дальнейших шагов. Пусть они сидят и нервно прикидывают — стоит ли вообще связываться, если эта непредсказуемая Россия ответит так, что мало не покажется? Но нет. Нам нужно выглядеть плюшевыми красавчиками, и именно поэтому нас выставляют мальчиками для битья перед всем миром, а мы униженно оправдываемся — «Нет, мы не финансируем „Талибан“. Нет, мы не делали Трампа президентом. Нет, мы не организовывали революцию в США». Я вообще-то, если что, не призываю к поступкам вроде Ирана или КНДР. Но явно пора действовать как-то иначе.
А пока американцы услужливо кланяются иранцам и северным корейцам, почувствуем себя, словно в рассказе: где Сталину доложили, что у писателя Фадеева помимо жены, есть две любовницы. «Что делать с ним будем, товарищ Сталин?». «Завидовать будэм!».
* Движение «Талибан» Верховным судом РФ 14 февраля 2003 года было признано террористической организацией, её деятельность на территории России запрещена.