Двери Организации Договора о коллективной безопасности должны быть всегда открыты для всех государств, в том числе для Азербайджана. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко, отвечая на вопрос о перспективах расширения Организации за счет Узбекистана и Азербайджана.
«Единственное, что может ограничивать вступление, так это определенные положения устава организации, в соответствии с которым для участия в ОДКБ необходимо наличие между его членами дипломатических отношений. Таких отношений нет пока между Азербайджаном и Арменией. Когда они будут установлены — мы надеемся, что это рано или поздно произойдет, — тогда и этот вопрос может встать в практическую плоскость в том или ином виде», — сказал в интервью газете «Известия» Андрей Руденко.
Есть еще одно препятствие — Азербайджан является членом Движения неприсоединения — блока стран, не входящих ни в какие военно-политические блоки, а сегодня еще и председательствует в нем. Впрочем, Белоруссия также входит в ДН, что не мешает ей быть членом ОДКБ.
На самом деле мы прекрасно понимаем, что наличие не до конца- разрешенного армяно-азербайджанского конфликта является главным препятствием. Стороны никак не могут договориться о делимитации границ, не до конца урегулирован вопрос статуса Нагорного Карабаха, между странами даже не подписан мирный договор.
Напомним, ранее президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что заключение мирного договора между Азербайджаном и Арменией возможно, но для этого нужна политическая воля Еревана. По его словам, республика может поставлять энергоресурсы в Армению, кроме того, если мирное соглашение будет достигнуто, то может быть сделан второй шаг — свободная торговля между тремя южнокавказскими странами.
Наконец Алиев обещал Еревану железнодорожное сообщение с Россией и Ираном. Однако армянская сторона пока не проявляет особого энтузиазма, несмотря на очевидную выгоду для себя. Оно и понятно — на носу выборы, и любая договоренность с Баку будет восприниматься как уступка и может негативно отразиться на рейтинге власти.
Впрочем, мирный договор и установление дипотношений между Баку и Ереваном еще не означает автоматического вступления Азербайджана в ОДКБ, только снимает основное препятствие. Но есть еще одно — позиция Турции, которая вряд ли одобрит такой шаг. Не зря Эрдоган помогал Азербайджану во второй карабахской войне, пробивая себе путь к Каспийскому морю, что означает попытку потеснить в регионе Россию. Едва ли целеустремленность «султана» совместима с членством Азербайджана в ОДКБ.
И все же как понимать заявление Руденко? Реально назрели предпосылки для вступления Азербайджана в ОДКБ? Решение карабахского конфликта открывает дорогу?
— Я думаю, позиция об открытости дверей у России всегда была такой, — уверен политолог, кандидат политических наук, старший преподаватель Российского университета дружбы народов Камран Гасанов. — Руденко затронул эту тему, потому что ему задали соответствующий вопрос. Не по своей инициативе. Но сейчас реальность действительно изменилась, и перспективы вступления Азербайджана в ОДКБ менее туманны, чем до трехстороннего заявления. Решение карабахского конфликта не открывает дорогу, но устраняет формальные помехи для членства.
«СП»: — А Азербайджану это нужно? Ранее много говорилось, что Баку и Ташкент могут в качестве партеров или наблюдателей присоединиться к ОДКБ и ЕАЭС…
— Я думаю, в текущих условиях единственно возможный вариант — это статус наблюдателя. Потому что, во-первых, Азербайджан дорожит своим нейтральным статусом, являясь страной группы неприсоединения, страной, поддерживающей многовекторный курс. Во-вторых, блокированию с ОДКБ препятствуют тесные отношения с Турцией. В-третьих, отношения с Арменией не нормализованы.
«СП»: — Да, Азербайджан — член Движения неприсоединения. Это серьезное препятствие?
— Это следствие, а не причина вступления в ОДКБ. Азербайджан выступает за равноудаленные и равноблизкие отношения с Россией, Турцией и Ираном. По конституции страны, размещения иностранных баз запрещено.
«СП»: — А как бы к такому отнеслась Турция? Она ведь имеет весомое влияние на Азербайджан. «Отпустит» ли в ОДКБ?
— Сейчас такой вопрос не стоит, поэтому Анкара никак свою позицию не обозначала. Но если разговоры выйдут на серьезный уровень, думаю, Турция предпринимала бы попытки, препятствующие вступлению Азербайджана в ОДКБ, ибо Азербайджан — единственная точка опоры Турции в Закавказье. Армения для нее — враждебная страна и креатура России, а Грузия — сфера влияния НАТО и США, с которыми у Турции проблемы. Для Турции вступление Азербайджана в ОДКБ означало бы конец турецкого влияния в Закавказье. Возврат в 1922 год.
«СП»: — И все же если Баку выскажет такое желание, то разделит ли его Армения? Вот объективно, если опустить необходимость признания границ и установки дипотношений? Готовы ли в Ереване быть в одном блоке с Баку? Или принципиально нет и никогда?
— Я думаю, в текущих условиях реваншизма и обиды за поражение вступление «врага» в один союз с Арменией Ереван напрочь отвергнет. Ереван еще ждет окончательного решения карабахского вопроса с расчетом на независимость остатков самопровозглашенного НКР. Но когда все территориальные споры будут улажены, я думаю при готовности Баку Москва сумеет убедить Ереван в необходимости принять Азербайджан в ОДКБ. Де-факто в ОДКБ Армения ничего не решает.
— Понимать слова Руденко надо как обычное рутинное заявление, — убежден доцент Финансового университета Геворг Мирзаян. — А что еще должен был ответить российский замминистра? Что Азербайджану вход в ОДКБ закрыт? Это было бы крайне невежливо в отношение соседа. Что Азербайджан завтра может войти в ОДКБ? Это было бы неправдой.
Азербайджан не войдет в ОДКБ до тех пор, пока находится в состоянии войны с одним из членов организации и покушается на его территорию. При урегулировании армяно-азербайджанского конфликта вхождение возможно. В случае сохранения у власти в Армении капитулянтского режима вхождение возможно. А так в обозримой перспективе — маловероятно.
«СП»: — Понятно, что главная проблема — отношения с Арменией. Ее как-то можно решать? Ведь между странами до сих пор нет признания границ и мирного договора… Какую роль тут может сыграть Россия?
— Россия может сыграть роль посредника — и она ее играет. Пытается как-то урегулировать конфликт. Однако проблема в том, что у Баку головокружение от успехов. Азербайджанская сторона ведет себя крайне авантюрно — пытается воспользоваться нахождением у власти в Армении капитулянта для того, чтобы отжать максимум уступок сейчас, пока армянское общество пребывает в растерянности. Эти попытки и хотелки приведут лишь к росту реваншистских настроений и дискредитации Москвы (которую посчитают помощником капитулянтов). Поэтому лучше поставить переговоры на паузу до итогов выборов.
«СП»: — Армении нужен Азербайджан в ОДКБ? Как бы она отреагировала на это?
— Странный вопрос. Армении не нужен Азербайджан в ОДКБ. И России он тоже не нужен. Во-первых, потому, что Азербайджан сейчас — турецкий вилайят. Конечно, Ильхаму Алиеву это не нравится, он пытается как-то снизить влияние Турции — но пока не очень получается.
Азербайджан будет троянским конем Турции в ОДКБ. Во-вторых, зачем нам гарантировать безопасность Азербайджана, участвующего в сдерживании Ирана?
«СП»: — А Азербайджану это нужно? Он ведь не просто так присоединялся к тому же Движению неприсоединения…
— Нужно. Страна находится на стыке интересов России, Ирана и Турции. Страна пытается избавиться от турецкого влияния за счет ориентации на другую страну — и тут вариантом может быть лишь Россия.
«СП»: — А Турция тут как отреагирует? Позволит ли? И будет ли Алиев с Эрдоганом вообще советоваться по этому поводу? Имеет ли Анкара тут решающее слово?
— Сложный вопрос. Если будет оценивать ситуацию с точки зрения имиджа — не позволит. Это ее сфера влияния. Если же будет играть вдолгую, то, возможно, будет не прочь поиметь троянского коня в ОДКБ. Но — еще раз — вопрос чисто теоретический. В краткосрочной перспективе вопрос о вхождении Азербайджана в Организацию не стоит.
«СП»: — А Нужен ли Азербайджан ОДКБ? Или для прикрытия «закавказского фланга» достаточно Армении. С другой стороны, Армения как боевая единица так себе прикрытие, воевать за нее, случись чего, придется России, а юг Каспия хорошо было бы прикрыть…
— Вы почему-то воспринимаете ОКДБ как субъект, как единое целое. Это не так. ОДКБ — зонтичная организация для двусторонних гарантий безопасности России и стран-членов.