Евросоюз имплементировал четвертый пакет санкций против режима Лукашенко и вплотную приблизился к утверждению пятого. На этот раз даже сторонники президента Беларуси признают: по экономике страны будет нанесен серьезный удар. Новые ограничительные меры будут носить уже не персональный, а секторальный характер.
То есть санкции будут бить по целым отраслям народного хозяйства Беларуси. Прежде всего, по тем отраслям, которые можно назвать бюджетообразующими.
О каких именно мерах идет речь? Детальная информация пока не разглашается (она может появиться в ближайшие дни). Но официальные заявления представителей стран-членов ЕС и сообщения западной прессы уже позволяют сделать определенные выводы.
Так, министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис сообщил, что пятый санкционный пакет должен затронуть семь секторов экономики Беларуси.
Среди них — торговля нефтью и калием. Именно эти экспортные товары являются главными источниками наполнения государственного бюджета, обеспечивая финансовую стабильность режима Лукашенко.
Вопреки расхожему мнению, доля продукции машиностроения в структуре белорусского экспорта невысока. Тракторы — 1,8%, грузовики — 2,1%, запчасти — 1,1%. Отчасти поэтому мало кто обращает внимание на тот факт, что в четвертом пакете санкций ЕС против Беларуси фигурируют «МАЗ» и «БелАЗ». К тому же, приоритетные рынки сбыта их продукции находятся отнюдь не на Западе, а в России, Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке.
С нефтью и калием дела обстоят иначе. По данным Белстата, в 2020 году главным экспортным товаром Беларуси стали удобрения: 10% от общего объема в стоимостном выражении (8,3% приходится именно на калийные удобрения).
На втором месте нефтепродукты — 9,5%. Примерно на 6% меньше, чем в «доковидном» 2019 году, но и этого достаточно, чтобы зависимость Беларуси от экспорта продукции Мозырского и Новополоцкого НПЗ можно было назвать критической. Причем львиная доля поставок приходится именно на страны Евросоюза. Нефтяному сектору Беларуси, который и так пострадал от сокращения спроса на энергоресурсы в период пандемии и налогового маневра России, теперь придется совсем туго.
В случае с калием ситуация для Лукашенко выглядит более оптимистично, поскольку на европейский рынок приходится менее 10% от общего объема экспорта «Беларуськалия».
Остальное уходит преимущественно в страны дальнего зарубежья (Китай, Бразилия, Индия). В комментарии «Свободной прессе» белорусский журналист Сергей Смирнов отмечал, что треть продукции закупает норвежская компания Yara, поэтому «по всей видимости, о трети экспорта калия придется забыть, либо сохранить объемы продаж, существенно демпингуя на рынке».
Откуда взята эта информация, непонятно. За последние пятнадцать лет Норвегия действительно ни разу не выпадала из десятки крупнейших покупателей белорусского калия. Но в 2019 году, по данным Национального статистического комитета Беларуси, она потратила на продукцию «Беларуськалия» лишь 84,2 миллиона долларов. Это, конечно, и близко не треть от общего объемы экспорта компании с миллиардными оборотами.
Потеря европейского рынка удобрений для Лукашенко однозначно не станет фатальной. Выпадающие объемы можно перенаправить в другие страны.
Для этого сложилась благоприятная конъюнктура: цены на калий высокие, его потребление в мире стабильно растет. Те же Индия, Китай и Бразилия наращивают импорт белорусских удобрений. Так, в январе-апреле 2021 года экспорт калийных удобрений из Беларуси в Бразилию в стоимостном выражении составил 152,9 миллиона долларов (на 4,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года).
«В этом году все производители работают на полных мощностях, и все равно не могут обеспечить существующий в мире спрос на калий. Мы видим, как это отражается на ценах, которые в отдельных регионах уже увеличились практически вдвое менее чем за 6 месяцев», — отмечает пресс-служба «Белорусской калийной компании» (БКК) — трейдера «Беларуськалия». Правда, она же озвучивает апокалиптический сценарий европейских санкций: «На долю белорусского калия приходится более 20% мирового экспорта. Ограничение такого значительного объема поставок неминуемо приведёт к невосполнимому дефициту калия и резкому росту цен на данный вид удобрений.
Как следствие — вырастут цены на продовольствие во всем мире (…). Искусственное создание резкого дефицита калия на рынке подорвёт основы международной продовольственной безопасности, гарантированно затормозит процесс развития мирового сельского хозяйства и нанесёт серьезный ущерб миллиардам обычных людей по всему миру".
Резонный вопрос: почему БКК прогнозирует «ограничение такого значительного объема поставок»?
Санкции против Беларуси вводит Евросоюз, а не весь мир. Остальные страны продолжат сотрудничать с «Беларуськалием». Дефицит возможен только на отдельно взятом европейском рынке. Но другие поставщики наверняка поспешат воспользоваться ситуацией. Среди них будут и российский «Уралкалий», и канадская Nutrien, и другие компании. Без удобрений и без еды ЕС не останется.
Последствия этого «калийного блицкрига» можно было бы назвать умеренными, если бы не одно «но»: судя по всему, перед «Беларуськалием» закроются ворота Клайпедского порта. Об этом со ссылкой на свои источники в дипломатических кругах сообщило прибалтийское информационное агентство BNS: санкции предполагают запрет как на поставки, так и на транзит калия через территорию ЕС.
Габриэлюс Ландсбергис, в свою очередь, заявил, что «на этой неделе юристы должны подготовить разъяснения к транзиту». Если нужны разъяснения, то ограничения на транзит все-таки будут. Для Лукашенко это плохая новость. Хотя есть и хорошая: по словам того же министра иностранных дел Литвы, калийные санкции будут вводиться поэтапно. Если это правда, Батька может получить ценную отсрочку.
У него будет время, чтобы договориться о переориентации удобрений и других грузов в порты Ленинградской области.
В этом контексте российское руководство может поблагодарить ту же Литву, которая громче всех кричала о необходимости ввести против Беларуси секторальные санкции.
Москва и Минск уже не первый месяц ведут переговоры о строительстве отдельного терминала для продукции «Беларуськалия» на российской Балтике. Скептики сомневались, что это вообще возможно, но теперь у Лукашенко просто нет другого выхода. Решение Евросоюза значительно ослабляет его позицию в переговорах с российскими коллегами. Теперь он не просто заинтересован в переориентации транзита — для него это становится вопросом национальной безопасности.
«Калийный король Литвы» Игорь Удовикий — тот самый, который занимается перевалкой продукции «Беларуськалия» в Клайпедском порту — на своей странице в Facebook обрисовал два варианта развития событий. Первый — апокалиптический, мы его уже слышали в исполнении пресс-службы БКК, поэтому перейдем сразу ко второму (более правдоподобному).
«Так или иначе, договорившись с российскими партнерами, „Беларуськалий“ начнет экспорт через терминалы Усть-Луги и Санкт-Петербурга. Логистически это сложнее, чем экспортировать продукт через Клайпеду, но вполне возможно. Тем более, если учесть, что за последний месяц спотовые цены на калийные удобрения выросли на 150−200 долларов и продолжают расти — пожертвовать 20−30 долларами, заплатив за доставку в российские порты — небольшая потеря, собственно — вообще никакой потери нет», — пишет Удовицкий.
Он же считает весьма вероятным сценарий, при котором санкции ЕС приведут к объединению «Беларуськалия» с «Уралкалием». Предыдущие попытки успехом не увенчались, но тогда и сама компания, и Лукашенко, и вся белорусская экономика находились в ином положении.
На этом фоне как-то странно звучат слова Ландсбергиса о том, что за санкции против Беларуси придется платить России: «Вторичное воздействие санкций заключается в том, что убытки белорусского режима должны рефинансироваться, и это может сделать только Россия. Таким образом, вводя санкции, ЕС и Литва часть их взваливает на Россию, которая может повлиять на Беларусь».
Что ж, Россия действительно может повлиять. Но её влияние будет подталкивать Лукашенко к углублению интеграции и созданию полноценного Союзного государства. Краткосрочные потери на этом пути обернутся для Москвы стратегическими выгодами.
Чего не скажешь о Литве, которая попрощается с белорусским транзитом раз и навсегда.