Количество танкеров, перевозящих природный газ и направляющихся из США в сторону Европы, за выходные выросло на треть, передает агентство Блумберг. По его данным, в Старый Свет идут 20 танкеров с американским газом, еще 14 следуют в этом же направлении, однако ожидают окончательных распоряжений. Так, один из газовозов кружил по Атлантическому океану пока владелец, видимо, решал, куда же все-таки продать груз с наибольшей выгодой.
Ситуация с газом в Европе действительно критическая. Проблема и в дефиците собственно топлива, и в его небывалой дороговизне. Причем ценовые качели хоть и совершают невероятные взлеты и падения, но все равно остаются на крайне высоком уровне.
Рекордные цены на газ в Европе действительно заставили многих американских предпринимателей призадуматься. Если раньше свой СПГ они отправляли в Азию, где цены на газ были традиционно выше, то рекордные скачки последних дней на европейском рынке — практически до 2200 долларов за тысячу кубов — внесли изменения в их расклады.
Впрочем, совсем не обязательно, что все американские газовозы остановятся у европейских СПГ-терминалов. Некоторые могут продолжить свой путь через Суэцкий канал в Азию. Через Панамский канал доставлять газ может и удобнее, однако восточный маршрут дает возможность владельцам газовозов по дороге определиться с конечной точкой доставки в зависимости от ситуации на рынке.
Говорить об обещанной американскими властями помощи в сложившейся ситуации не приходится.
— Власти США не могут указывать в каком направлении отправлять грузы. Там нет государственной компании, крайне либеральный рынок, никто не может указывать куда отправлять танкеры, — поясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
— Другой вопрос, что экономическая конъюнктура сейчас такова, что действительно стало выгоднее отправлять танкеры из США в Европу, чем в Азию. Цены в Европе и Азии более-менее сравнялись, но при одинаковых ценах себестоимость доставки из США в Европу меньше, чем из США в Азию. При доставке в Азию надо проходить через Панамский канал, а это дополнительные затраты и время. В Европу, загрузившись в Мексиканском заливе, идут через Атлантический океан, что дешевле и быстрее.
При равных ценах получается выгоднее в Европу, но никто не гарантирует, что они будут идти туда и дальше. Если в Азии цены станут выше и перекроют затраты на переход через Панамский канал, то танкеры развернутся и пойдут в Азию.
Но в Азии гораздо меньше проблем, по сравнению с Европой. Китайцы нарастили добычу угля, расконсервировали многие шахты, запустили многие угольные станции. С точки зрения экологии, это не лучший вариант, но дефицит электроэнергии они ликвидировали, поэтому притормозился и рост цен.
В Европе наоборот цены растут, есть огромные сложности с тем, что за первый месяц отопительного сезона уже достали из ПХГ 30% газа, закачанного в летний период. Паника, конечно, нарастает, если так пойдет и дальше, то где-то в январе европейцы израсходуют все свои запасы из подземных хранилищ и как проходить февраль-март, непонятно. Сейчас приходит СПГ, но это качели: цена поднимается — он приходит, чуть скорректируется — уйдет.
«СП»: — Какой объем газа могут принять СПГ-терминалы в Европе?
— СПГ-терминалов в Европе очень много. Хоть постоянно и говорят, что надо построить терминал чтобы пришел СПГ, но терминалов и так полно. Их суммарная мощность — прием более 200 млрд кубов в год. Основная проблема в том, что они загружены в течение года на 25−30%, они всегда полупустые стояли.
Проблема в том, сколько европейцы могут позволить себе купить за нынешние деньги, потому что даже 1000 долларов за тысячу кубов — это очень дорого, а сейчас цены еще выше — 1100−1200. Поскольку это дорого, то из США и идет газ. То есть технических сложностей нет. Вопрос, есть ли деньги?
«СП»: — Тех 30 с лишним газовозов, которые направляются в Европу и если они все туда дойдут, достаточно для покрытия дефицита газа?
— Думаю, нет. Скорее, речь идет не о ликвидации дефицита в ПХГ, это все уйдет на текущие нужды. Потребление газа в Европе нарастает, температура снижается, плюс к тому — они стремительно проедают газ, накопленный в подземных хранилищах. Чем больше они предают их ПХГ, тем больше надо импортного, потому что заканчивает источник газа, которым пользуются в отопительный сезон. Чем меньше остается газа в ПХГ, тем меньше можно извлекать ежесуточно, так как давление уменьшается.
«СП»: — Как эта ситуация может отразиться на поставках «Газпрома», который уже вторую неделю, например, не бронирует мощности газопровода «Ямал-Европа»?
— На «Газпром» это особо не повлияет в плане того, что его этими танкерами никто не вытесняет с европейского рынка. Сколько продавал столько и будет продавать дальше. СПГ-поставки скорее будут подменять опустошающиеся хранилища, по крайней мере, замедлят их истощение. В этом плане объемам поставок «Газпрома» ничего не угрожает.
Как это ни парадоксально, но поставки СПГ могут позитивную роль сыграть для «Газпрома». Если эти дополнительные поставки позволят чуть снизить цены на газ на европейском рынке и возвратят спрос — больше потребителей смогут себе позволить опять покупать газ, уйти с угля на газ. Сейчас очень много угля потребляется в Европе, так как он дешевле других источников энергии. То есть у «Газпрома» может вырасти спрос.
«СП»: — Брюссель выступает против долгосрочных контрактов, что явно не устраивает «Газпром». В силу сложившейся кризисной ситуации что-то может измениться?
— Вряд ли европейцы изменят свою позицию по отношению к долгосрочным контрактам. Еврокомиссия и политики как настаивали, что не должно быть долгосрочных контрактов, что нужно спотовое ценообразование и что надо уходить от ископаемых источников энергии, так все и останется. Ничего европейцев не учит, никаких выводов из нынешнего кризиса они не делают.
Мне кажется, новых долгосрочных контрактов ни в нынешнем отопительном сезоне, ни по его окончании ожидать не стоит. Кто покупал по долгосрочным контрактам у «Газпрома», те так и будут покупать. Ренессанса этого формата, увеличения таких контрактов с европейцами ожидать не стоит.
«СП»: — Как ситуация с СПГ может отразиться на востребованности и, соответственно, на запуске «Северного потока-2»?
— Вряд ли это отразиться на «Северном потоке-2». Там скорее бюрократические истории. «Газпром» сейчас должен зарегистрировать компанию Nord Stream 2 AG в немецкой юрисдикции, после чего немецкий регулятор продолжит процесс сертификации. Сколько времени это займет, сказать сложно. Предполагается, что до четырёх месяцев будет идти сертификации немецким регулятором, потом два месяца Еврокомиссией. Должно произойти что-то фантастическое, чтобы изменился европейский подход.
Если уж совсем европейцы будут замерзать, то могут схитрить, предложив привести технические испытания газопровода. То есть формально это не промышленная эксплуатация, а именно испытания. Такое было однажды с «Северным потоком-1», который не могли использовать на полную мощность, потому что были ограничения к его продолжению на территории Германии — газопроводу Opal, которые и до сих пор существуют. Но как раз был сложный отопительный сезон, когда в марте начались морозы, а газ из ПХГ уже израсходовали, и его предложили испытать на полную мощность — буквально неделю его прогоняли на полную мощность. Такое может повториться и сейчас, но это радикальный сценарий.