Объемы газа в подземных хранилищах Европы сократились примерно до 40% и в следующем году у стран Старого Света могут возникнуть проблемы. Об этом заявил президент России Владимир Путин после встречи с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном. При этом российский лидер отметил, что у Венгрии подобных проблем не возникнет, так как в скором времени будут согласованы дополнительные объёмы поставок.
«В поставках большего на один миллиард объема газа — это для нас, не думаю, что будет какой-то большой проблемой», — сообщил он.
Его венгерский коллега в свою очередь заметил, что «долгосрочные соглашения обладают большой значимостью».
По словам Владимира Путина, Россия многие годы бесперебойно снабжает Венгрию топливом, обеспечивая свыше 80% венгерского потребления газа. Эти поставки осуществляются по долгосрочным контрактам, которые были перезаключены в прошлом году и рассчитаны на период до 2036 года.
«Таким образом, венгерские потребители имеют возможность покупать газ по ценам ниже рыночных, спотовых, которые в последнее время существенно выросли в Европе», — подчеркнул российский президент.
Владимир Путин также отметил, что через территорию Венгрии проходят магистрали, по которым газ поступает в Западную Европу, и эта страна является надежным партнером в вопросах транзита.
В сентябре 2021 года «Газпром» и Венгрия договорились о поставках 4,5 млрд кубометров газа в год по двум маршрутам — через Сербию и Австрию. Контракты рассчитаны на 15 лет с возможностью изменения условий через 10 лет.
Поставки газа в Венгрию по долгосрочным контрактам особенно показательны на фоне резкого скачка цен на газ и его всё более ощутимого дефицита в Европе. Российский президент ещё раз показал партнёрам выгоды от сотрудничества в энергетической сфере. Будут ли услышаны его слова в европейских столицах и в Брюсселе?
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов считает, что сказанное Владимиром Путиным — это даже не намёк.
— «Газпром» давно говорит, что переход на либеральную модель, когда европейцы зависят от биржевых котировок, причем не только от своих, но и азиатских, в результате чего ведется конкурентная борьба с Азией, привела к таким гигантским ценам на рынке. Это сильно ударило по европейским потребителям, что не самый правильный вариант. Надо подстраховываться и больше уделять внимания долгосрочным контрактам, которые привязаны к нефти и обычно более стабильны, чем скачущие биржевые котировки.
«СП»: — Европа упорно ищет альтернативу российскому газу. Это реально?
— На словах они давно всеми силами отказываются от российского газа. Если посмотреть на статистику закупок, то окажется, что это не соответствует действительности. Это как война на Украине — она идет в основном в СМИ. Также и с альтернативными закупками — они где-то в СМИ проживают.
«СП»: — Сейчас европейцы и американцы пытаются найти необходимые объемы СПГ. Найдут?
— Европейцы периодически покупают СПГ, когда он более-менее конкурентоспособен, когда цены в Азии оказываются ниже, чем в Европе. Бывает, что СПГ вместо Азии течет в Европу, но такие моменты не часты.
Крупнейший рынок СПГ — Азия, там цены традиционно выше, поэтому получается, то Европа — это замыкающий рынок для СПГ. На этом рынке он должен стоить очень дорого, чтобы СПГ туда приплыл. Это бывает не часто. Если Европа хочет переплачивать, то может переплачивать, никто не может заставить делать коммерчески выгодно для себя.
Если хотят коммерческой выгоды, то нужны долгосрочные контракты с «Газпромом». Кто-то уже идет на это — те же Сербия, Молдавия, в контрактах которых большая часть с привязкой к нефти. Наверное, другие потребители то же до этого дойдут.
«СП»: — На ваш взгляд, Европа все-таки будет переходить к долгосрочным контрактам?
— Это будет зависеть от вменяемости покупателей. Например, Польша демонстративно заявляет, что СПГ дороже, но им не нравится Россия, поэтому они будут покупать более дорогой СПГ. То же заявляет Литва. Это о чем говорит? Если по политическим причинам хочется переплатить, то никто не может запретить, могут это делать. От «Газпрома» это никак не зависит.
«СП»: — Некоторое время назад была озвучена идея о как бы коллективной закупке газа, чтобы избежать проблем с его дефицитом и скачками цен. Она жизнеспособна?
— Пока такой практики нет и никогда не было. Я не знаю, как они смогут это реализовать, потому что закупают газ не страны, а компании. Как они заставят эти компании, сказать сложно. Компании могут потребовать что-то взамен — налоговые льготы или что-то еще. Пока все происходит только в СМИ.
Независимый эксперт по энергетике Олег Анашкин считает, что договоренности с Венгрией идут в русле традиционного подхода, который применялся еще Советским Союзом.
— Взаимодействовать надо не с единой Европой, Брюсселем, а конкретно с каждой страной. Есть страны, которые нас любят, а есть, которые не любят. Почему мы должны одинаковые условия даже в рыночной экономике выставлять? Если нам идут навстречу, то и мы идем навстречу.
«СП»: — Насколько велика вероятность газовых проблем в Европе?
— Проблема серьезная. Где они газ возьмут? Пытаются заместить, но это не волшебство. Чтобы развивать месторождения, нужны долгосрочные инвестиции. Ситуация сложилась так, что в последние два года инвестиции были сокращены. Раз сокращены инвестиции, то не будет наращивания добычи, а значит и наращивание поставок.
Подход, который пропагандировал «Газпром», логичен, но мы видим некомпетентность тех, кто принимает решения по газу в Европе. Они почему-то решили, что наши месторождения — это такой кран, который хочешь открыл, хочешь закрыл. Ничего подобного, это моментально не делается. Они сами создали ловушку для себя. Нам газа хватит, а им может не хватить. Пусть покупают по споту и платят втридорога.
«СП»: — Планы по замещению российского газа СПГ из Катара и других стран реальны?
— Разве Катар сказал, что в состоянии это сделать? У него все законтрактовано. У него также, как и у нас, — для вывода месторождения на максимальный уровень требуется лет 7−8. Через эти 7−8 лет Катар будет в состоянии увеличить поставки в Европу. Пусть эти 7−8 лет европейцы потрясутся. Технологический алгоритм никуда не исчезает.
Европа сейчас возникает, что «Газпром» мог бы поставлять больше. Мог бы, если бы были контракты на гарантированные поставки. Он бы инвестировал в развитие новых месторождений, нарастил добычу и поставил, а раз этих запросов нет, долгосрочных контрактов нет, то «Газпром» не сумасшедший, чтобы тратить средства впустую. Смешные неграмотные рассуждалки привели к тому, что возник дефицит. Научатся. Не хотят учиться в теории, будут учиться на практике.