В Венгрии ввели режим ЧП из-за ситуации на Украине. Об этом накануне в своем видеообращении сообщил премьер-министр страны Виктор Орбан.
«Как и чрезвычайное положение, введенное во время эпидемии (коронавируса), это позволит правительству немедленно отреагировать и защитить Венгрию и венгерские семьи всеми возможными средствами», — приводит слова венгерского лидера РИА Новости.
По словам Орбана, обстановка на Украине «ставит под угрозу физическую безопасность, энергоснабжение и финансовую безопасность экономики и семей» Венгрии.
Представители венгерской власти не раз выступали с критикой действий западных стран в отношении Украины, критиковали антироссийские санкции, страна фактически заблокировала введение нефтяного эмбарго.
«Венгрия не согласна с Брюсселем в неразумных и неприемлемых мерах против России, которые привели бы к росту цен, голоду и невиданной массовой миграции. Не должны приниматься необдуманные санкции в отношении Москвы, потому что они сродни атомной бомбе», — заявил несколько дней назад глава венгерского кабмина.
Причиной такого решения официальный представитель МИД России Мария Захарова считает недовольство сложившейся геополитической ситуацией, которое отмечается в Евросоюзе. По ее словам, «недовольные все», однако некоторые страны могут позволить практические действия по минимизации ущерба, наносимого действиями США, а другие воспринимают это «молча, с улыбкой, аплодируя и так далее».
«Тех, кто был бы действительно доволен, без сомнений, с аргументами в свою пользу — их нет и быть не может. Потому что эти процессы имеют разрушительный характер», — заявила она в эфире радио Sputnik.
По мнению представителя российского внешнеполитического ведомства, объявленный против России и Китая «крестовый поход» негласно направлен в том числе и против Евросоюза, который в последние десятилетия набрал высокие темпы развития и «проявил желание строить единую Европу по-настоящему». Мария Захарова полагает, что это стало прямой угрозой «амбициозным планам» Вашингтона.
Ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН, к.и.н. Александр Стыкалин не видит объективных оснований для введения режима ЧП.
— Не думаю, что в Венгрии сейчас настолько усугубилось экономическое положение, чтобы были основания для введения чрезвычайного положения.
Мне кажется, что всему виной все-таки популизм Орбана, которому принципиально важно отстоять свою позицию относительно использования источников энергии (нефть и прочее), идущих из России. Он делает все, чтобы Венгрия минимально потеряла, так как она в очень сильной зависимости от этих поставок. Он делает все, чтобы эти ограничения не ударили по венгерской экономике. Один из таких шагов — показать, что европейские экономические санкции, направленные против России, настолько бьют по его стране, что он вынужден ввести режим ЧП.
Объективных оснований для этого я не вижу. Это игра, Орбан демонстрирует, что он серьезно настроен на то, чтобы Венгрия не слишком пострадала, что он готов идти максимально далеко лишь бы не ограничивать поставки нефти и прочего.
«СП»: — На территории Украины проживает около 150 тысяч венгров, многие из которых имеют венгерские паспорта. При этом постоянно и от них, и из Будапешта звучат заявления об ущемлении их прав Киевом. Учитывая ситуацию и решение о ЧП, не введет ли Венгрия войска в эти области в случае обострения или в случае, если на подобный шаг пойдет Польша в отношении Западной Украины? Тем более, что Владимир Зеленский решил предоставить полякам широкие права.
— Это (введение венгерских войск — ред.) абсолютно, на мой взгляд, исключено. Польша может это сделать по согласованию с Украиной, не вопреки украинскому руководству, хотя я не уверен, что это произойдёт.
Что касается Закарпатской области Украины, то венгерская диаспора действительно довольно велика и были претензии с венгерской стороны, в том числе официальные, по поводу положения школ, ограничений в обучении на родном языке и прочие. В Будапеште были недовольны.
Украинское правительство не даст согласия на введение венгерских войск, а Венгрия вопреки воле украинских властей ничего предпринимать не будет. Никакого интереса в усугублении и без того сложных венгерско-украинских отношений в Будапеште не хотят.
— Виктор Орбан, будучи неглупым и очень хитрым политиком, прекрасно понимает отношение к нему со стороны западноевропейских и американских элит, которые активно работают на подрыв его политических позиций в Венгрии и дискредитацию его авторитета в глазах венгерских избирателей, недавно поддержавших своего лидера на очередных выборах, — считает немецкий политолог, доктор Грегор Шпицен.
— Миллиардер-«филантроп» Джордж Сорос — этнический еврей венгерского происхождения с американским паспортом, люто ненавидит Орбана и не пожалеет никаких денег для его свержения. Орбан это знает. Поэтому введение режима чрезвычайного положения в Венгрии означает лишь одно: глава государства хочет максимально развязать себе руки для активных действий, сосредоточив в них массу властных полномочий, использовать которые он сможет без согласования с парламентом и другими органами государственной власти. Меньше бюрократии, больше оперативности. Этот маневр следует рассматривать исключительно как инструмент политической борьбы, но ни в коем случае не как военную меру. С военной точки зрения Венгрии ничего не угрожает. Это прекрасно осознают как союзники, так и противники Орбана. Другой вопрос, что режим ЧП добавит очков в копилку его оппонентов, и так любящих обвинять венгерского премьера в «диктаторстве». Но думаю, такой толстошкурый политический тяжеловес как-нибудь это переживет.
«СП»: — Может Будапешт ввести войска в юго-западные регионы Украины, где проживает много венгров и у многих венгерские паспорта? При каких условиях?
— Это очень маловероятно, хотя и не невозможно. Подобное может произойти лишь в том случае, если украинская оборона начнет сыпаться по всему фронту, а русские займут всю Левобережную Украину и заявят, что не собираются уходить оттуда ни при каких обстоятельствах. Тогда за украинское наследство действительно может развернуться нешуточная битва. Впрочем, до сих пор Венгрия ни прямо, ни косвенно, в отличие от Польши, не изъявляла желания заняться дележом Украины. Да и никто из соседей Венгрии по ЕС и НАТО не заинтересован в чрезмерном усилении Венгрии и ее «сборе земель мадьярских». Ведь значительные венгерские меньшинства проживают в Словакии, Румынии, Сербии… Эти государства вполне могут посчитать, что они будут следующими. Идти же с ними на конфликт Орбан вряд ли рассчитывает.
«СП»: — Не приведет ли решение Орбана к обострению ситуации в юго-западной Украине, где проживает много венгров, недовольных нынешней политикой Киева в отношении них?
— Это маловероятно. Венгров из западных областей центральное правительство Украины и так лишний раз старается не трогать, справедливо руководствуясь принципом «как бы чего не вышло». Сами же украинские венгры до сих пор не проявляли склонности к агрессивному сепаратизму. Поэтому в краткосрочной перспективе ответ — нет, а дальше все будет зависеть от ситуации на фронте и в украинской экономике.
«СП»: — Раскол в ЕС, несмотря на попытки его отрицать Брюсселем и руководством некоторых государств, очевиден. Не закладывает ли Венгрия и своей позицией в целом, и последними решениями бомбу под мнимое единство?
— ЕС никогда не обладал единой позицией. Просто несогласных раньше продавливали при помощи экономических угроз и политического шантажа. Сейчас же возможности гегемонов Северной Америки и Западной Европы в проецировании силы существенно сократились. В малых странах новой Европы, особенно обладающих славным героическим прошлым — в первую очередь, в Венгрии и Польше, пробудилось национальное самосознание. Станет ли это началом конца ЕС? Если экономический кризис в Европе затянется — вполне вероятно. Однако гордым младоевропейцам я бы все же не советовал переоценивать свои силы и экономическую самодостаточность.