«Свободная пресса» продолжает публиковать переводы авторов из альтернативных западных СМИ. Это далеко не та пропаганда, которую печатают в CNN, «New York Times», «Washington Post», «Los-Angeles Times» и других «авторитетных» медиаресурсах. Если вам интересно побольше узнать об этих авторах, можно заглянуть сюда.
«Ожесточенность противостояния недвусмысленно свидетельствует о том, что речь идет о чем-то гораздо большем, чем судьба киевского режима. Фактически на кону — архитектура всего мирового порядка. Предугадать ее конкретные очертания, исходя из нынешней ситуации, довольно трудно, но можно с уверенностью сказать: возврата к старому уже не будет», — написал директор Службы внешней разведки (СВР) Сергей Нарышкин. Нарышкин в статье, опубликованной в журнале «Национальная оборона».
Вот вам сегодняшняя мысль о «резервной валюте»: каждый доллар США — это чек, выписанный на счет, который превышен на 30 триллионов долларов.
Это правда. «Полная вера и доверие» к казначейству США — это в значительной степени миф, скрепленный институциональной структурой, которая покоится на фундаменте из чистого песка. На самом деле доллар США не стоит бумаги, на которой он напечатан; это долговая расписка, плавающая в океане красных* чернил. Единственное, что удерживает доллар от исчезновения в эфире, — это доверие легковерных людей, которые продолжают принимать его в качестве законного платежного средства.
Но почему люди по-прежнему уверены в долларе, когда его недостатки известны всем? В конце концов, государственный долг Америки в 30 триллионов долларов вряд ли является секретом, как и дополнительные 9 триллионов долларов, накопившиеся на балансе ФРС. Это скрытый долг, о котором американский народ совершенно не подозревает, но он все равно несет за это ответственность.
Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно посмотреть, как на самом деле работает система и как доллар поддерживается многочисленными институтами, которые были созданы после Второй мировой войны. Эти учреждения создают условия для проведения самого продолжительного и вопиющего мошенничества в истории — обмена дорогостоящих промышленных товаров, сырья и каторжного труда на листки зеленой бумаги с мертвыми президентами на них. Можно только поражаться гениальности элит, которые состряпали эту аферу, а затем массово навязали ее массам без малейшего протеста.
Конечно, эта система сопровождается различными принудительными механизмами, которые быстро устраняют любого, кто пытается либо освободиться от доллара, либо, да поможет нам Бог, вообще создать альтернативную систему. (На ум приходят Саддам Хусейн и Муаммар Каддафи.) Но факт в том, что — помимо институциональных рамок и безжалостного уничтожения противников доллара — нет никаких причин, по которым человечество должно оставаться привязанным к валюте, которая погребена под горой долгов и реальная стоимость которой практически неизвестна.
Так было не всегда. Было время, когда доллар был самой сильной валютой в мире и заслуживал своего места на вершине списка. После Первой мировой войны США были «владельцем большей части мирового золота», поэтому международная делегация «решила, что мировые валюты больше не будут привязаны к золоту, а могут быть привязаны к доллару США», потому что «доллар сам по себе был привязан к золоту». Вот еще из статьи в Investopedia:
«Это соглашение стало известно как Бреттон-Вудское соглашение. Оно установило полномочия центральных банков, которые будут поддерживать фиксированные обменные курсы между своими валютами и долларом. В свою очередь, Соединенные Штаты будут обменивать доллары США на золото по первому требованию…
Доллар США официально признали мировой резервной валютой, и он был обеспечен крупнейшими в мире золотыми запасами благодаря Бреттон-Вудскому соглашению. Вместо золотых резервов другие страны накапливали резервы в долларах США. Нуждаясь в месте для хранения своих долларов, страны начали покупать ценные бумаги казначейства США, которые они считали надежным хранилищем денег.
Спрос на казначейские ценные бумаги в сочетании с дефицитными расходами, необходимыми для финансирования войны во Вьетнаме и внутренних программ «Великого общества», привели к тому, что Соединенные Штаты наводнили рынок бумажными деньгами…
Спрос на золото был таков, что президент Ричард Никсон был вынужден вмешаться и отвязать доллар от золота, что привело к плавающим обменным курсам, существующим сегодня. Несмотря на периоды стагфляции, которая определяется как высокая инфляция и высокий уровень безработицы, доллар США остается мировой резервной валютой". («Как доллар США стал мировой резервной валютой», Investopedia)
Но теперь золото исчезло, и все, что осталось, — это дымящаяся куча долгов. Итак, как же, черт возьми, доллару удалось сохранить свой статус ведущей мировой валюты?
Сторонники долларовой системы скажут вам, что это как-то связано с «размером и силой экономики США и доминированием на финансовых рынках США». Но это чепуха.
Правда в том, что статус резервной валюты не имеет ничего общего с «размером и силой» американской постиндустриальной, ориентированной на обслуживание, управляемой пузырями, экономики третьего мира. Это также не имеет ничего общего с предполагаемой безопасностью казначейских облигаций США, которые — рядом с долларом — являются крупнейшей финансовой пирамидой всех времен.
Настоящая причина, по которой доллар остается главной мировой валютой, заключается в картелизации центральных банков. Западные центральные банки де-факто являются монополией, управляемой небольшой кликой перекрестно оплодотворяющихся «нижних», которые координируют и вступают в сговор по вопросам денежно-кредитной политики, чтобы сохранить свою маниакальную мертвую хватку на финансовых рынках и мировой экономике. Это «денежная мафия», и, как сказал Джордж Карлин**, «Мы с вами в ней не участвуем. Мы с тобой не состоим в большом клубе». Итог: именно неустанные манипуляции с процентными ставками, прогнозными ориентирами и количественным смягчением (QE) удерживают доллар на его высоком, но незаслуженном месте.
Но все это вот-вот изменится исключительно из-за безрассудной внешней политики Байдена, которая вынуждает важнейших игроков в мировой экономике создавать свою собственную конкурирующую систему. Это настоящая трагедия для Запада, который на протяжении столетия безостановочно извлекал богатства из развивающихся стран. Теперь — из-за экономических санкций в отношении России — возникает совершенно новый порядок, при котором доллар будет заменен национальными валютами (обрабатываемыми через независимую систему финансовых расчетов) в двусторонних торговых сделках, пока — позже в этом году — Россия не запустит биржевую валюту, обеспеченную сырьевыми товарами, которую будут использовать торговые партнеры в Азии и Африке. Кража Вашингтоном российских валютных резервов в апреле дала толчок текущему процессу, который был еще более ускорен запретом России выходить на внешние рынки. Короче говоря, экономические санкции и бойкоты США расширили недолларовую зону на много порядков и вынудили создать новый денежно-кредитный порядок.
Насколько это глупо? На протяжении десятилетий США занимались мошенничеством, в ходе которого обменивали свою валюту в виде рыбной обертки на вещи, представляющие подлинную ценность. (нефть, промышленные товары и рабочая сила) Но теперь труппа Байдена полностью отказалась от этой системы и разделила мир на враждующие лагеря.
Но зачем?
Чтобы наказать Россию, не так ли?
Да, именно так.
Но если это так, то не должны ли мы попытаться выяснить, действительно ли санкции работают или нет, прежде чем мы опрометчиво изменим систему?
Слишком поздно. Битва с Россией началась, и первые результаты уже видны. Просто посмотрите, как мы уничтожили российскую валюту, рубль. Это шокирует! Вот новость из статьи на CBS:
«Российский рубль является самой эффективной валютой в мире в этом году…
Через два месяца после того, как стоимость рубля упала до менее чем одного пенни в США на фоне самых быстрых и жестких экономических санкций в современной истории, российская валюта совершила ошеломляющий поворот. С января рубль подскочил на 40% по отношению к доллару.
Как правило, страна, столкнувшаяся с международными санкциями и крупным военным конфликтом, столкнулась бы с бегством инвесторов и устойчивым оттоком капитала, что привело бы к падению ее валюты…
Устойчивость рубля означает, что Россия частично изолирована от суровых экономических санкций, введенных западными странами после начала спецоперации на Украине…" («Российский рубль — самая сильная валюта в мире в этом году», CBS News).
А? Вы хотите сказать, что атака на рубль все-таки не сработала?
Конечно, выглядит именно так. Но это не значит, что санкции провалились. О, нет. Только посмотрите, какое влияние они оказали на российские сырьевые товары. Экспортные поступления сильно упали, верно? Вот еще от CBS:
«Цены на сырьевые товары в настоящее время заоблачно высоки, и даже несмотря на падение объемов российского экспорта из-за эмбарго и санкций, рост цен на сырьевые товары более чем компенсирует это падение, — сказала Татьяна Орлова, ведущий экономист по развивающимся рынкам Oxford Economics. — Россия получает почти 20 миллиардов долларов в месяц от экспорта энергоносителей. С конца марта многие иностранные покупатели выполнили требование платить за энергоносители в рублях, что привело к росту стоимости валюты». («Российский рубль является самой сильной валютой в мире в этом году», CBS News)
Вы надо мной издеваетесь? Вы имеете в виду, что рубль растет, а Путин зарабатывает на сырьевых товарах больше денег, чем когда-либо прежде?
Да, и это та же самая сделка с положительным сальдо торгового баланса России. Взгляните на этот отрывок из статьи в The Economist:
«Российский экспорт… держался на удивление хорошо, в том числе и тот, который был направлен на Запад. Санкции позволяют бесперебойно продолжать продавать нефть и газ большей части мира. А резкий рост цен на энергоносители еще больше увеличил доходы.
В результате аналитики ожидают, что положительное сальдо торгового баланса России достигнет рекордно высокого уровня в ближайшие месяцы. IIF считает, что в 2022 году профицит счета текущих операций, который включает торговлю и некоторые финансовые потоки, может составить 250 миллиардов долларов (15% прошлогоднего ВВП), что более чем вдвое превышает 120 миллиардов долларов, зафиксированных в 2021 году. То, что санкции увеличили положительное сальдо торгового баланса России и, таким образом, помогли сгладить финансировать конфликт, вызывает разочарование, говорит г-н Вистесен. Госпожа Рыбакова считает, что эффективность финансовых санкций, возможно, достигла своего предела. На повестке решение об ужесточении торговых санкций.
Но для того, чтобы такие меры подействовали, может потребоваться время. Даже если ЕС примет свое же предложение об эмбарго на российскую нефть, эмбарго будет вводиться так медленно, что импорт нефти из России в этом году сократится всего на 19%, говорит Лиам Пич из консалтинговой компании Capital Economics. Полное вдействие этих санкций будет ощущаться только в начале 2023 года — к этому моменту г-н Путин накопит миллиарды для финансирования кампании на Украине". («Россия находится на пути к рекордному профициту торгового баланса», The Economist).
Позвольте мне уточнить: санкции на самом деле наносят ущерб США и помогают России, поэтому эксперты считают, что мы должны ввести дополнительные санкции? Это все?
Точно. Теперь, когда мы прострелили себе одну ногу, эксперты считают, что было бы разумно прострелить и другую.
Неужели я единственный, кто поражен безумием этой политики? Посмотрите этот отрывок из статьи на RT:
«Россия может заработать рекордные 100 миллиардов долларов от продажи газа европейским странам в 2022 году из-за резкого роста цен на энергоносители», — сообщила на этой неделе французская газета Les Echos со ссылкой на аналитиков Citibank.
Каак утверждает газета, прогнозируемый доход от продажи газа будет почти в два раза больше, чем в прошлом году. В анализе не учитывается прибыль от продажи других российских товаров — таких, как нефть, уголь и другие полезные ископаемые.
Les Echos сообщает, что, несмотря на санкции и предупреждения о широком эмбарго на российские энергоносители, 27 стран ЕС продолжают отправлять «Газпрому» примерно 200 миллионов долларов в день". («Доходы от российского газа, по прогнозам, достигнут новых максимумов», RT).
Таким образом, доходы от продажи газа и нефти буквально наводняют московскую казну, как никогда раньше. Тем временем цены на энергоносители в ЕС и Америке взлетели до 40-летних максимумов.
Видите ли вы, насколько контрпродуктивна эта политика?
ЕС погружается в рецессию, линии поставок серьезно нарушены, постоянно возникает нехватка продовольствия, а цены на газ и нефть зашкаливают. По всем объективным меркам санкции не только провалились, но и привели к впечатляющим последствиям. Неужели люди Байдена не видят, какой ущерб они наносят? Полностью ли они оторваны от реальности?
Представьте, что будет, если украинцы будут использовать новую артиллерийскую батарею Байдена (HIMARS) для обстрела городов в России? Что тогда?
Тогда Путин снимет перчатки и немедленно перекроет поток углеводородов в Европу. Вот что произойдет, если Вашингтон продолжит эскалацию. Вы можете держать на это пари. Свет по всей Европе погаснет, дома начнут замерзать, заводы замолчат, и континент с головой погрузится в затяжную и болезненную депрессию.
Думает ли кто-нибудь в Вашингтоне об этих вещах, или все они настолько опьянены собственными вырезками из прессы, что полностью потеряли связь с реальностью?
Вот еще из статьи на RT:
«Даже в то время, как коллективный Запад продолжает настаивать — вопреки всей наблюдаемой реальности — на том, что конфликт в Украине идет для Киева хорошо, мейнстримовские средства массовой информации все более беспокоятся по поводу ситуации на экономическом фронте. Все больше и больше наблюдателей признают, что эмбарго, введенные США и их союзниками, разрушают не российскую экономику, как предполагалось изначально, а скорее их собственную…
«Россия выигрывает экономическую войну», — заявил в четверг экономический редактор The Guardian Ларри Эллиотт. «Прошло уже три месяца с тех пор, как Запад начал свою экономическую войну против России, и она идет не по плану. Напротив, дела идут действительно очень плохо», — написал он…
В эссе от 30 мая обозреватель Guardian Саймон Дженкинс также заявил, что эмбарго провалилось…
Как отмечает Дженкинс, санкции фактически повысили цены на российский экспорт — такой, как нефть и зерно, что обогатило, а не обанкротило, Москву, в то же время оставив европейцев без газа, а африканцев без продовольствия". («Поскольку санкции не работают, а продвижение России продолжается, западные СМИ меняют свое мнение. мелодия на Украине», RT).
Вы уловили ту часть о том, что «Россия выигрывает экономическую войну»? Как вы думаете, что это означает на практике?
Означает ли это, что неудачная попытка Вашингтона сохранить свою глобальную гегемонию путем «ослабления» России на самом деле создает огромную нагрузку на Трансатлантический альянс, что вызовет перекалибровку отношений, ведущую к демонстративному отказу от «системы, основанной на правилах»?
Это то, что это значит? Собирается ли Европа порвать с Вашингтоном и оставить Америку тонуть в океане красных чернил стоимостью 30 триллионов долларов?
Да, это именно то, что это значит.
Сторонники прокси-войны Вашингтона понятия не имеют о масштабах своей ошибки или о том, какой ущерб они наносят своей собственной стране. Разгром на Украине — это кульминация 30-летних кровавых интервенций, которые привели нас к переломному моменту, когда судьба страны вот-вот резко изменится к худшему. По мере сокращения долларовой зоны уровень жизни будет падать, безработица будет расти, и экономика войдет в нисходящую спираль смерти.
Вашингтон сильно недооценил свою уязвимость перед катастрофическим геополитическим ударом, который вот-вот приведет Новый американский век к быстрому и мучительному концу.
Об авторе: Майк Уитни — Mike Whitney — американский политолог и журналист, проживающий в штате Вашингтон.
Перевод Сергея Духанова. Публикуется с разрешения издателя.
* В банковской практике США записи красным цветом означают отрицательное сальдо.
** Выдающийся американский сатирик, стэнд-ап комик.