Великий китайский прорыв — Россия рада, Запад в печали
Энергию глобального кризиса Пекин «переработает» в топливо для экономического рывка
Второй человек в Китае — председатель Госсовета — Ли Цян уже включился в публичную политику. После сессии Всекитайского собрания народных представителей, на котором Ли был единогласно избран премьером, он встретился с журналистами и рассказал им о будущем Китая.
Были с новым премьером и четыре его заместителя — Дин Сюэсян, Хэ Лифэн, Чжан Гоцин и Лю Гочжун. Самый молодой среди них — Чжан Гоцин, которому 58 лет (ранее он возглавлял партком в провинции Ляонин). На 10 лет старше коллеги вице-премьер Хэ Лэфэн, который много лет проработал в Государственном комитете по развитию и реформам.
Для большинства западных наблюдателей Ли Цян и его заместители — люди новые, почти неизвестные. Так что новому премьеру еще предстоит сделать немало, чтобы добиться известности его предшественника Ли Кэцяна, которого журнал Forbes включал в топ-20 самых влиятельных политиков планеты.
Куа-Фу больше не будет гоняться за солнцем
На пресс-конференции Ли Цян сразу расставил точки над «i». Чем будет заниматься новый китайский Госсовет. Внедрение технологических инноваций. Быстрый промышленный рост. Быстрый переход к «зеленой» энергетике.
Впрочем, Ли Цян вовсе не сыпал красивыми цифрами — он говорил о проблемах. Причем структурные проблемы китайской экономики проявились еще во время премьерства Ли Кэцяна, и его преемнику нужно лишь продолжить начатые реформы.
Крупные инфраструктурные проекты были отягощены долгами, а их доходность оказалась ниже ожидаемой. Причем проекты эти кредитовались государством и крупными госкомпаниями. Еще один вызов — это разрыв уровня жизни в разных уголках Китая.
Эксперты инвестиционного банка Barclays Capital придумали термин «ликономика» для экономической политики Ли Кэцяна. Она включала облегчение бремени задолженности, сокращение государственного стимулирования и структурные реформы. Судя по первым заявлениям Ли Цяна, курс будет продолжен.
На пресс-конференции премьер пообещал: в 2023 году рост ВВП Китая должен составить 5%. Хотя и признался: «достичь таких темпов будет непросто, нужны новые усилия, ведь появилось много новых вызовов».
Ли Цян пошутил, что политики его поколения воспитывались на пословице про «погоню Куа-Фу за солнцем». Шутку поймет только китаец. Куа-Фу — персонаж вроде Сизифа, труд которого безрезультатен.
Драйверы развития — средний класс и молодые специалисты
«Проклятие охлаждения экономики» довлело и над Ли Кэцяном. В 2014 году, когда он стал премьером, рост ВВП впервые с 1989 года оказался ниже 7,5%. Главной причиной стало снижение спроса на китайский экспорт.
Правительство Ли Кяцяна отреагировало на вызовы снижением налогов для малого бизнеса, реновацией бедных городских районов и строительством железных дорог (чтобы облегчить доставку товаров во внутренние провинции).
Ли Цян о конкретных реформах не говорил. Крайне осторожно. Зато прозрачно намекнул, что главное преимущество китайской экономики — это огромный внутренний спрос. Именно Ли Кэцян сделал ставку на развитие внутреннего потребления вместо экспорта. И результат оказался удачным — уже к 2021 году китайский ВВП преодолел «проклятие охлаждения» и вернулся к 8,1%.
Правда, уже в 2022 году — на фоне нового витка пандемии и глобального санкционного кризиса — китайский ВВП вырос всего на 3%. Так что показатель в 5%, обозначенный Ли Цяном, будет действительно весьма высокой планкой.
Будет ли потребительский спрос главным драйвером — тоже не до конца ясно. Ли Кэцян одной из основ своих реформ провозгласил урбанизацию. Рост городского среднего класса и стал стимулом для внутреннего спроса.
Ли Цян на пресс-конференции о росте среднего класса в Китае не говорил. Зато очень подробно — о демографических проблемах. Ведь уже в 2022 году Китай впервые столкнулся с непривычной проблемой — это сокращение населения. Западные издания и эксперты мгновенно раздули это как вселенскую проблему: мол, Китай начал вымирать.
Ли Цян считает, что оценивать любое государство только по численности населения — глупо. Говорить нужно не только о количестве, но и о качестве населения.
— Преимуществом Китая остается человеческий ресурс. Количество новых рабочих мест ежегодно превышает 15 миллионов. Что еще более важно, количество людей, получающих высшее образование в моей стране, превысило 240 миллионов. Как видим, импульс развития по-прежнему силен, — заявил Ли Цян на пресс-конференции.
Китай открыт миру, невзирая на любые глобальные бури
Ли Цян пообещал, что никакие угрозы и санкционные риски не заставят Китай отказаться от «политики реформ и открытости». Более того, экономика Китая становится все более открытой.
В прошлом году страна привлекла почти $190 млрд иностранных инвестиций — это рекордный показатель, который почти на $50 млрд больше доковидных показателей. По мнению премьера, цифры доказывают, что попытки изоляции Китая провалились: страна по-прежнему остается мировым инвестиционным центром.
Рассказал Ли Цян про China International Import Expo — фактический, китайский аналог всемирной выставки. Проводилась выставка даже в разгар пандемии. И в прошлом году стала рекордной по масштабу: 2800 компаний из 127 стран и регионов.
— Открытость внешнему миру — основа нашей национальной политики. И как бы ни менялась внешняя ситуация, мы будем неуклонно двигаться вперед! — заверил председатель Госсовета.