«Умные» такси без водителей и квантовые компьютеры: что еще придумали для нас китайцы
Ученые Поднебесной не устают поражать человечество своими открытиями
Китайские инженеры сделали несколько революционных открытий, подсчитало издание Sohu. Ученые из Сычуаньского университета научились добывать водород из морской воды — это может пригодиться для «зеленой» энергетики.
Команда из Нанкинского университета изобрела солнечные батареи большой площади на основе редкого минерала — перовскита.
Коллеги из Шанхайского института микросистем и информационных технологий Китайской Академии наук придумали технологию для массового хранения данных. Носители основаны на элементарном теллуре и нитриде титана.
Инженеры из двух НИИ — Университета науки и техники Китая и Института химии Китайской академии наук — продвинулись в создании квантовых компьютеров. Для этого ученые научились «замораживать» молекулы натрия и калия.
Еще один НИИ Китайской академии наук — Фуцзяньский институт структуры материалов — научился легко и дешево синтезировать этиленгликоль, который очень нужен в нефтехимии.
Еще одна команда из Чжэцзянского университета изобрела фемтосекундный лазер, который позволяет «строить» трехмерные наноструктуры.
Китайские ученые работают не изолированно. Команда из Шанхайского университета вместе с коллегами из Массачусетского технологического института изучает сверхпроводники. И поняли, что даже у них есть так называемая поверхность Ферми- она определяет электрические, оптические и другие физические свойства твердых материалов.
Кванты бегут по проводам быстрее, вытесняя «старый» интернет
Квантовые вычисления — это будущее. Такое же, каким, например, цифровые носители информации казались еще какие-то лет двадцать назад. А интернет и соцсети — лет сорок назад.
Правда, для квантовой связи нужны и абсолютно новые методы кодирования. Изучают их академик Пань Цзяньвэй и профессор Сюй Фейху из Университета науки и технологии Китая. Они сумели добиться того, чтобы квантовые ключи шифрования передавались со скоростью 116 мегабит в секунду — это на порядок повысит международный рекорд скорости кодирования.
Ранее по экспериментальному оптоволоконному каналу длиной 10 км удалось передачи ключи шифрования со скоростью 10 мегабит в секунду. Так что прорыв имеет решающее значение для крупномасштабного применения квантовой связи в будущем. О достижении китайских ученых рассказал всемирно известный академический журнал Nature Photonics.
Повышение скорости передачи квантовых ключей играет очень важную роль в практическом применении квантовой защищенной связи. Правда, чтобы ускорить кодировку, нужно решить еще кучу проблем. Например, чтобы уже переданный сигнал быстрее обрабатывался на принимающем устройстве.
По словам исследователей Пань Цзяньвэя и Сюй Фейху, в любом случае доказано, что квантовые технологии можно использовать для широкополосной связи. И уже в ближайшие годы эти технологии попросту вытеснят ту традиционную «цифру», к которой мы привыкли.
Нейросети «подсидели» армию таксистов в Пекине. На очереди другие города
Китайские ученые трудятся не только над квантовыми вычислениями — они еще и создают искусственный интеллект. Исследовательская группа из Университета Цинхуа научила беспилотные машины самообучаться во время вождения.
Раньше нейросеть, которая управляла машинами-роботами, действовала стандартизированно. «Учат» беспилотные машины так. Перерабатывают огромное количество типичных ситуаций и возможных сценариев, на основе которых и создается некий алгоритм. Таким образом, у автомобиля есть заранее определенный план реагирования на случай чрезвычайной ситуации. Помеха справа — объезжаем, помеха впереди — тормозим. Но на дороге может быть все, что угодно.
Только вот машина может не знать, как реагировать в незнакомых ситуациях. Живой водитель реагирует на них мгновенно, исходя из опыта. Машина так не может.
В отличие от людей, беспилотные авто не имеют памяти о прошлом и постоянно видят мир впервые. Независимо от того, сколько раз они раньше проезжали по той или иной дороге. А это крайне опасно в плохую погоду, когда человек полагается на опыт и чутье, а вот машина только на датчики полагаться уже не может.
— Даже те миллиарды миль, которые наездили беспилотные автомобили, — это всего лишь капля в океане реальных дорожных событий, — говорит инженер Бостонского университета Эшед Он-Бар.
Кроме того, в реальном дорожном потоке беспилотные машины соседствуют с теми, которые водят живые люди. Чтобы обучиться, нейросеть видит дорогу как бы с высоты птичьего полета — как другие авто маневрируют, реагируют на аварийные ситуации.
Так что самообучение машин — это гигантский шаг вперед. Если технология будет работать, то затем ее можно применить и в других сферах робототехники. Например, для совершенствования дронов. А потом, глядишь, не за горами появление и авиалайнеров без пилотов. Есть ведь уже поезда без машинистов.
Причем новая технология уже была апробирована. На беспилотных такси, которые курсировали в Пекине на зимних Олимпийских играх 2022 года. Пока что машины будут учиться в городах, а потом уже — и на автотрассах. В перспективе это сделает беспилотные машины еще более безопасными. Армия таксистов может смело паковать чемоданы.