Китайские спасатели обуздали Эболу и Лассу, а теперь отстраивают Афганистан
Миротворцы из Поднебесной помогают всеми миру
Китай сегодня — это фундамент не только Миротворческих сил ООН, но и Международного комитета Красного креста. Мало кто знает, но именно китайские сотрудники Красного креста проводили гуманитарные акции в Афганистане, Сирии, Сомали и других горячих точках планеты. Рассказал об этом в интервью швейцарец Ке Цюмин, долгое время занимавший пост заместителя генсека ООН по международной гуманитарной деятельности.
Цунами, эпидемии, землетрясения — китайцы спасают пострадавших
Там, где бушуют эпидемии или природные катаклизмы — всегда первыми оказываются китайцы. В прошлом году они спасали пострадавших от чудовищного извержения вулкана в Полинезии — цунами тогда дошло до нескольких островных государств и даже до побережий США, Перу, Чили, Новой Зеландии.
Китайцы помогали жителям Афганистана, которые пострадали от землетрясения в июне 2022 года. Число жертв тогда превысило полторы тысячи.
Китайцы также помогали доставлять гуманитарные и медицинские грузы во многие страны, где бушевали эпидемии. Чаще всего, безусловно, работать пришлось в Африке. Только за последние годы были жуткие вспышки лихорадки Эбола в Конго и Уганде, желтой лихорадки и лихорадки Ласса — в Нигерии, кори — в Конго.
Много работать китайским эпидемиологам пришлось не только в Африке, но и в Азии. В том числе во время вспышки лихорадки денге в странах Юго-Восточной Азии, которая затронула и ближайших китайских соседей — Вьетнам, Малайзию, Сингапур.
Во всех уголках планеты можно встретить сейчас не только китайских спасателей и эпидемиологов, но и миротворцев. Только в Миротворческих силах ООН служит сейчас почти 2,5 тысячи китайцев. Кроме того, 178 китайских полицейских-миротворцев служат в штаб-квартире ООН, а также во временных миссиях в Либерии, Южном Судане и на Кипре.
Ке Цюмин: китайские силы стали основой для миротворческих миссий ООН
— Китай очень сильно поддерживает миротворческие операции ООН! — говорит Ке Цюмин. Он напоминает, что с 1990 года Китай официально направил более 30 тысяч миротворцев во все горячие точки планеты.
Причем, как подчеркивает Ке Цюмин, китайцы не только служат сами, но и передают опыт миротворцам из других стран. Скажем, еще в 2018 году Международный комитет Красного Креста и Национальный университет обороны Китая совместно организовали семинар для стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
В свою очередь, Международный комитет Красного Креста обучал китайских офицеров и солдат, выполняющих миротворческие миссии за границей. Опыт ценный, ведь участвовали китайцы уже в 24 международных миротворческих миссиях — от Южного Судана до Мали.
Китай присоединился к Миротворческой миссии ООН в 1988 году — даже раньше, чем, например, Индия или Бангладеш (сейчас их миротворцев в ООН больше, чем китайских).
В 2001 году Китай официально учредил в структуре Разведывательного бюро Генштаба новое Управление по вопросам поддержания мира, которое и координирует работу миротворцев и все спасательные и гуманитарные операции. Директор этого управления по статусу — заместитель командующего Разведывательным бюро, и с 2016 года этот пост занимает генерал Луо Вэй.
Миротворческие силы Китая получили собственный бюджет уже в 2002 году — тоже намного раньше, чем во многих других странах. По стандартам ООН были созданы инженерно-строительный батальон, транспортные роты, военные госпитали. Причем единый стандарт ООН подразумевает, что все эти подразделения могут быть развернуты на месте конфликта в течение 90 дней.
Первой значимой миссией китайских миротворцев стала либерийская: в 2003 году миротворцев напутствовал сам председатель КНР и партии Ху Цзиньтао.
Китайские инженеры отстроили Либерию, а миротворцы проводили референдум в Испанской Сахаре
В Либерии, где только отгремела гражданская война, были развернута китайская инженерная и транспортная роты.
Служили здесь более полутысячи китайских миротворцев. Они наблюдали за выполнением мирных соглашений, помогали в разоружении и расследовании нарушений прав человека, а также помогали организовывать выборы. В продолжавшейся 7 лет гражданской войне погибли, по неточным данным, более 200 тысяч либерийцев, а почти половина страны была стерта с лица земли.
Китайские инженеры-миротворцы также помогали заново отстраивать города и дороги. ООН вручила всем 508 китайским офицерам и солдатам, служившим в Либерии, награды.
В 2007 году произошло еще одно важное событие: впервые в истории китайский военный был назначен командующим Миротворческими силами ООН. Чести удостоился Чжао Цзинминь — выходец из упомянутого нами Управления по вопросам поддержания мира. ООН доверил ему миротворческую миссию в Западной Сахаре, где также много лет шла война между Марокко и непризнанной Сахарской республикой.
Жители непризнанного государства должны были сделать выбор между независимостью и присоединением к Марокко. Причем референдум изначально должен был пройти еще в 1992 году, однако из-за непрекращающихся боев постоянно откладывался. Шли годы, десятилетия… И все это время в спорном регионе работает миротворческая миссия, которая состоит из двух частей: одна — в контролируемой марокканцами части, а вторая — в лагерях беженцев на востоке и в Алжире.
Причем в этих операциях погибли лишь 19 китайских военных, 8 из них — во время землетрясения на Гаити в 2010 году.