Россия обсудит итоги консультаций по Украине в Джидде (Саудовская Аравия) с партнерами по БРИКС, которые участвовали во встрече. Участие стран БРИКС может принести пользу в целях донесения здравого смысла до западных покровителей Киева, заявил замглавы МИД РФ Сергей Рябков.
«Украина находится в стадии полураспада, а часть её территорий вернулась в Россию. Тот посредник, который готов будет признать эти очевидные вещи, имеет шансы на успех. Все прочие — никаких… Сами переговоры пока не нужны. Враг должен приползти на коленях, моля о пощаде», — прокомментировал итоги первого дня встречи в Джидде замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев.
Участники переговоров после первого дня консультаций достигли соглашения по двум вопросам, пишет Corriere della Sera. По данным газеты, все они считают, что в основе любого мирного соглашения должно быть «уважение территориальной целостности и суверенитета Украины» и верховенство Устава ООН.
Также участники договорились создать рабочие группы для обсуждения киевского плана урегулирования российско-украинского конфликта, известного как «формула Зеленского», утверждают итальянцы. А вот WSJ, ссылаясь на европейских чиновников, отмечает, что Киев больше не настаивает на реализации своего «мирного плана».
Бразилия назвала участие Москвы необходимым для нахождения мира. Из-за отсутствия на встрече делегатов РФ от поездки в Джидду отказался президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор. Всего в консультациях участвовали представители около 40 стран. Среди них Китай, Индия, страны ЕС, Британия, ЮАР и др. Эр-Рияд пообещал информировать Москву об итогах.
Ранее официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, комментируя встречу в Джидде, заявляла, что это попытка создания антироссийской коалиции, а «формула Зеленского» для Москвы неприемлема. Вместе с тем, альтернативные планы — Китая и стран Африки, больше напоминают перечень принципов, а не действий. Еще одним вариантом называют «корейский» — заморозку фронта.
Не исключено, что цель Запада на конференции в Джидде — остановить вероятное наступление армии России, которое может развиться после окончательного провала «контрнаступа» Киева. Напомним, после поражения ВСУ под Иловайском были заключены первые Минские соглашения, после разгрома под Дебальцево — вторые Минские. Что если и сейчас Запад готовит компромисс?
Насколько серьезно Россия должна принимать итоги конференции в Джидде?
— Кто бы какие заявления не делал, какие бы решения не принимал, все будет зависеть от политической воли России идти до конца, — говорит эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин. — Мало ли что они там примут. Надо руководствоваться в первую очередь национальными интересами РФ. Интересы всех остальных, включая наднациональные организации, не в приоритете.
Та же ООН, к соблюдению Устава которой призвали в Джидде, — совсем не истина в последней инстанции. Ее эффективность под вопросом. Вспомним, в свое время ООН никак не отреагировала на американское вторжение в Ирак. Тем более она сейчас занимает пристрастную прозападную позицию. Среди пяти постоянных членов ее Совбеза три — западные страны. ООН давно требует модернизации. Жертвовать своими интересами ради международного сообщества РФ не нужно.
Киев постоянно говорит о возвращении Крыма и других новых российских территорий. Мол, только после этого они готовы начать переговоры. Понятно, что для нас это табу, неприемлемые условия. Отдать эти земли, означает перечеркнуть все, чего мы достигли ценой крови наших солдат. Это значит, что принцип территориальной целостности Украины для нас в нынешних реалиях уже не приемлем. Так что этот тезис — уже некий вызов России.
Интересно, что принцип территориальной целостности не применяют к Корее, которая разделена, палестинскую проблему тоже никак не могут решить
«СП»: Бразилия указала, что мирный процесс должен идти с участием России. Кажется, нашему МИД стоило бы в данном случае взять пример с противника и четко проговорить, что никаких обсуждений России без России быть не должно…
— Чтобы мы ни сказали, они нас не услышат. Но заявления мало что весят. Важна реальность. Например, США никогда не признавали факт вхождения Прибалтики в СССР. И что? Нам от их непризнания было ни жарко, ни холодно.
По мнению военно-политического эксперта Михаила Александрова, России следует яснее артикулировать свою позицию.
— У нас какое-то двусмысленное официальное отношение к встрече в Саудовской Аравии. Такое впечатление, что «партия договорняка» в российских верхах надеется, что по результатам Джидды появится некое решение, за которое можно уцепиться, как-то договориться с Западом, свести боевые действия на нет, как-то заморозить конфликт, а потом устроить такую же тягомотину, как и это было с Минскими соглашениями. Такое предательское настроение чувствуется. Поэтому и нет четкой оценки этой встречи.
«СП»: Россию в Джидду не позвали, что само по себе неприятно. Но может Китай представляет там наши интересы?
— Мало ли что там Китай. Ему нет никакого дела до того, победит ли Россия на Украине или нет. У него свои интересы. Пекину надо торговать. Турции тоже надо торговать, и Африке надо торговать. Чем дешевле зерно, тем им лучше. Их беспокоят неудобства, которые им создали санкциями, блокадой Украины. Тот факт, что русских восемь лет убивали на Донбассе, их не волнует. Нам вообще не надо смотреть на них, нельзя ради этого отказываться от своей принципиальной позиции.
Надо было сразу заявить, что мы не признаем эту конференцию и ее решения будут иметь для нас нулевое значение. А также призвать наших друзей и партнеров не участвовать во встрече.
«СП»: Почему именно в Джидде? В последнее время Москва и Эр-Рияд, кажется, сблизились…
— Сошлись интересы Китая и США. Китай, чтобы не светиться подтолкнул Саудовскую Аравию к проведению такой встречи. А американцы были не против. Китаю не нужен этот конфликт. Им нужны совместные с нами учения в районе Тайваня.
Вот с Северной Кореей, наоборот, надо максимально развить отношения, выйти из ООНовских санкций. Пхеньян нас поддерживает, единственный, кто признал наши новые регионы. Даже Белоруссия не признала! Но наш МИД слишком ООНоцентричный.
Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, политолог Богдан Безпалько не придает большого значения встрече в Джидде.
— Пока итоги промежуточные и совсем скромные. Сложно назвать их прорывными, ничего нового. Непонятно, зачем они вообще собирались в Джидде. Такие встречи обычно проводят исключительно в рекламных и медиа целях. Мол, весь мир поддерживает Украину. Давайте не будем забывать про Киев, еще раз поаплодируем Зеленскому. Ведь от Украины уже все устали.
Сейчас на подходе новые информационные поводы. Ситуация в Нигере, прекращение поставок урана и золота во Францию, решение о возможной интервенции стран ЭКОВАС против Нигера, это заключение соглашения между правительством Нигера и группой «Вагнер». Тайвань с Китаем как проблема начинают оттеснять Украину на периферию. А скоро выборы в России, а затем в США.
Нам важнее дела, чем слова, то, что Саудовская Аравия вместе с Россией будет сокращать поставки нефти на мировой рынок, для нас гораздо ценнее, потому что поднимет цены на наш экспорт. А удары по порту Новороссийск, которые угрожают экспорту казахстанской нефти, поднимут цену на нефть еще выше. То же касается и зерна.
«СП»: И все-таки наших дипломатов в Саудовской Аравии нет…
— Обсуждать мирный план по Украине без участия России как минимум странно и совершенно точно не эффективно. Ведь это именно Россия определяет, какие условия приемлемы, а какие нет. Раз не удалось договориться с РФ заранее (а обычно на таких встречах озвучивают то, что уже обсуждалось), значит достичь компромисса с нашей страной не удалось.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине читайте в теме «Свободной Прессы».