В Сенате конгресса США слушается громкое дело. Генеральный директор корпорации Boeing Дэйв Кэлхун отвечает на вопросы конгрессменов по поводу многочисленных проблем с качеством его самолетов.
Сам глава Boeing, оказывается, только сейчас узнал, что на его заводах использовались детали сомнительного качества… Это вскрылось после двух крупных катастроф — в Индонезии и Эфиопии в 2018-м и 2019 годах. В них погибли 346 человек. На слушания в Сенат пришли родственники жертв авиакатастрофы. Они держали в руках портреты своих близких…
Свое выступление в Сенате Дэйв Кэлхун начал с того, что попросил прощения у семей пассажиров, погибших в авиакатастрофах. Но это не отменило претензий сенаторов к производителю самолетов.
Директора корпорации Boeing Кэлхуна спрашивали, как организована в компании культура безопасности, почему он не уходит в отставку немедленно, сколько он получает за свою работу. Выяснилось, что в 2023 году его вознаграждение составило почти $33 млн, что на 45% больше, чем в 2022-м. Кроме того, по сведениям CNN, при увольнении он получит еще и золотой парашют на $45 млн.
Подкомитет Сената, который расследует нарушения в компании Boeing, располагает показаниями множества информаторов. Пока их более дюжины, но будет больше. И многие из них готовы выступить публично, сообщил сенатор Ричард Блюменталь. Сейчас в папке со свидетельствами информаторов уже больше 200 страниц разоблачений безопасности Boeing.
У следственной комиссии Сената также есть данные о том, что руководство Boeing игнорировало сообщения сотрудников о сомнительном качестве деталей из титана. В итоге брак поставлялся на производство, а отчеты о проверках фальсифицировались.
Речь идет не просто об отдельных деталях, не о винтиках и гайках, а о готовых крыльях авиалайнеров. То есть, по сути, в корпорации Boeing занимались крупными фальсификациями.
Все началось после того, как поставщик запчастей обнаружил в материале небольшие дыры от коррозии. Причиной, как выяснилось, стал фальшивый материал, представленный перед продажей как титан. Металл был произведен малоизвестной китайской компанией и продавался по поддельным документам. Но обе компании поспешили заявить: ситуация угрозы не представляет.
После этого в авиационных корпорациях начали происходить загадочные события, которые закончились чередой странных смертей. Сначала погиб Джошуа Дина, аудитор качества в Spirit AeroSystems, одном из поставщиков концерна, который первым рассказал, что руководство компании Boeing игнорировало проблему производственных дефектов.
45-летний Джошуа Дин вел здоровый образ жизни, не жаловался на болезни, но буквально за две недели угас из-за странной бактериальной инфекции.
На этот случай не обратили бы внимания, если бы не смерть бывшего сотрудника Boeing Джона Барнетта. Его нашли мертвым в автомобиле на парковке у отеля. Рядом лежал пистолет. До этого два дня подряд Барнетт давал показания по делу о нарушениях при производстве пассажирских самолетов. На третье заседание он не явился, на звонки не отвечал. Основная версия следствия — самоубийство. Но близкие Барнетта в это не верят.
… Тем временем, с самолетами Boeing продолжали происходить странные инциденты. Так, 11 марта 2024-го Boeing 787 Dreamliner, летевший из Сиднея в Окленд, резко потерял высоту. Пилот заявил, что на время потерял управление: «Все датчики просто погасли».
«Я проснулся и увидел людей на потолке, — вспоминает один из пассажиров. — Они как будто к нему приклеились, а потом упали на пол».
Этот инцидент стал лишь одним из пяти, которые произошли с Boeing за несколько месяцев. Так, 7 марта у Boeing 777, взлетавшего в Сан-Франциско, оторвалось колесо шасси. А еще за два месяца до этого, 5 января, у самолета 737 MAX 9 компании Alaska Airlines в полете отвалилась дверь. Борт не успел набрать высоту, и трагедии удалось избежать.
Насколько безопасно сегодня летать на «Боингах» и где их самое слабое звено? С таким вопросом «СП» обратилась к генеральному директору сервиса безопасности полетов RunAvia Андрею Патракову.
— Сейчас идет разбирательство, опубликовано много шокирующих фактов, в частности о «левом» китайском титане, найдено много нарушений. Но самое главное — это ошибка системы проектирования самолета, которая опускает его нос вниз.
«СП»: Видимо, именно это и стало причиной нескольких авиакатастроф нового самолета 737 MAX 8 в 2018 году? Тогда погибли 189 человек. Спустя несколько месяцев, в марте 2019-го, по схожему сценарию разбился лайнер в Эфиопии — 157 жертв. На новые самолеты установили специальную программу, которая принудительно опускала нос в случае, когда он опасно задирался. Но экипажи в курс дела ввели не сразу. Когда же пилотам представили инструкцию, выяснилось, что к ней много вопросов.
— Совершенно верно, одна из вероятных причин авиакатастроф — в опускании носа самолета. Идут слушания, но точную причину еще не назвали.
Но главное, на мой взгляд, это утеря культуры безопасности в авиации. Производители самолетов разменяли краткосрочную выгоду на безопасность. Так, при разработке модели 737 MAX был выбран самый дешевый вариант решения, который и привел в катастрофам.
«СП»: Сейчас в Сенате США прозвучал еще один факт. Дело в том, что «Боинг» поглотил другого производителя — McDonnel Douglas, у которого в свою очередь были большие проблемы с безопасностью полетов.
— У McDonnel Douglas дурная репутация. Но «Боинг», не разобравшись, взял на работу сотрудников этой корпорации. Все это вылилось в неграмотное отношение к безопасности полетов. На создание модели 737 MAX потратили меньше денег, попросту сэкономили, и в результате получили самолет с ошибками проектирования. К счастью, нарушения эти вовремя нашли. Из-за гонки за финансовой выгодой в ущерб безопасности «Боинг» в последние годы потерял миллиарды. Но главное — он потерял репутацию.
«СП»: Россия в свое время тоже закупила несколько этих «Боингов». Насколько безопасно на них летать?
— В России действительно есть около десятка самолетов 737 MAX Boeing. Но они были поставлены на прикол в связи с введением санкций. Сейчас в России летает старая, проверенная версия «Боинга» — 737 NG. Но его безопасность тоже невозможно проверить из-за санкций. Так что у нас с самолетами — свои проблемы.