Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
В мире / Авиакатастрофы
26 июня 2024 08:30

Скандал в мировой авиации: Boeing попался на поддельном титане, Америку трясет

Вопрос безопасности самолетов, выпускаемых корпорацией, рассматривает Сенат

12922
На фото: генеральный директор корпорации Boeing Дэйв Кэлхун отвечает на вопросы конгрессменов по поводу многочисленных проблем с качеством его самолетов.
На фото: генеральный директор корпорации Boeing Дэйв Кэлхун отвечает на вопросы конгрессменов по поводу многочисленных проблем с качеством его самолетов. (Фото: Rod Lamkey/Keystone Press Agency/Global Look Press)

В Сенате конгресса США слушается громкое дело. Генеральный директор корпорации Boeing Дэйв Кэлхун отвечает на вопросы конгрессменов по поводу многочисленных проблем с качеством его самолетов.

Сам глава Boeing, оказывается, только сейчас узнал, что на его заводах использовались детали сомнительного качества… Это вскрылось после двух крупных катастроф — в Индонезии и Эфиопии в 2018-м и 2019 годах. В них погибли 346 человек. На слушания в Сенат пришли родственники жертв авиакатастрофы. Они держали в руках портреты своих близких…

Свое выступление в Сенате Дэйв Кэлхун начал с того, что попросил прощения у семей пассажиров, погибших в авиакатастрофах. Но это не отменило претензий сенаторов к производителю самолетов.

Читайте также

Директора корпорации Boeing Кэлхуна спрашивали, как организована в компании культура безопасности, почему он не уходит в отставку немедленно, сколько он получает за свою работу. Выяснилось, что в 2023 году его вознаграждение составило почти $33 млн, что на 45% больше, чем в 2022-м. Кроме того, по сведениям CNN, при увольнении он получит еще и золотой парашют на $45 млн.

Подкомитет Сената, который расследует нарушения в компании Boeing, располагает показаниями множества информаторов. Пока их более дюжины, но будет больше. И многие из них готовы выступить публично, сообщил сенатор Ричард Блюменталь. Сейчас в папке со свидетельствами информаторов уже больше 200 страниц разоблачений безопасности Boeing.

У следственной комиссии Сената также есть данные о том, что руководство Boeing игнорировало сообщения сотрудников о сомнительном качестве деталей из титана. В итоге брак поставлялся на производство, а отчеты о проверках фальсифицировались.

Речь идет не просто об отдельных деталях, не о винтиках и гайках, а о готовых крыльях авиалайнеров. То есть, по сути, в корпорации Boeing занимались крупными фальсификациями.

Все началось после того, как поставщик запчастей обнаружил в материале небольшие дыры от коррозии. Причиной, как выяснилось, стал фальшивый материал, представленный перед продажей как титан. Металл был произведен малоизвестной китайской компанией и продавался по поддельным документам. Но обе компании поспешили заявить: ситуация угрозы не представляет.

После этого в авиационных корпорациях начали происходить загадочные события, которые закончились чередой странных смертей. Сначала погиб Джошуа Дина, аудитор качества в Spirit AeroSystems, одном из поставщиков концерна, который первым рассказал, что руководство компании Boeing игнорировало проблему производственных дефектов.

45-летний Джошуа Дин вел здоровый образ жизни, не жаловался на болезни, но буквально за две недели угас из-за странной бактериальной инфекции.

На этот случай не обратили бы внимания, если бы не смерть бывшего сотрудника Boeing Джона Барнетта. Его нашли мертвым в автомобиле на парковке у отеля. Рядом лежал пистолет. До этого два дня подряд Барнетт давал показания по делу о нарушениях при производстве пассажирских самолетов. На третье заседание он не явился, на звонки не отвечал. Основная версия следствия — самоубийство. Но близкие Барнетта в это не верят.

Читайте также

… Тем временем, с самолетами Boeing продолжали происходить странные инциденты. Так, 11 марта 2024-го Boeing 787 Dreamliner, летевший из Сиднея в Окленд, резко потерял высоту. Пилот заявил, что на время потерял управление: «Все датчики просто погасли».

«Я проснулся и увидел людей на потолке, — вспоминает один из пассажиров. — Они как будто к нему приклеились, а потом упали на пол».

Этот инцидент стал лишь одним из пяти, которые произошли с Boeing за несколько месяцев. Так, 7 марта у Boeing 777, взлетавшего в Сан-Франциско, оторвалось колесо шасси. А еще за два месяца до этого, 5 января, у самолета 737 MAX 9 компании Alaska Airlines в полете отвалилась дверь. Борт не успел набрать высоту, и трагедии удалось избежать.

Насколько безопасно сегодня летать на «Боингах» и где их самое слабое звено? С таким вопросом «СП» обратилась к генеральному директору сервиса безопасности полетов RunAvia Андрею Патракову.

— Сейчас идет разбирательство, опубликовано много шокирующих фактов, в частности о «левом» китайском титане, найдено много нарушений. Но самое главное — это ошибка системы проектирования самолета, которая опускает его нос вниз.

«СП»: Видимо, именно это и стало причиной нескольких авиакатастроф нового самолета 737 MAX 8 в 2018 году? Тогда погибли 189 человек. Спустя несколько месяцев, в марте 2019-го, по схожему сценарию разбился лайнер в Эфиопии — 157 жертв. На новые самолеты установили специальную программу, которая принудительно опускала нос в случае, когда он опасно задирался. Но экипажи в курс дела ввели не сразу. Когда же пилотам представили инструкцию, выяснилось, что к ней много вопросов.

— Совершенно верно, одна из вероятных причин авиакатастроф — в опускании носа самолета. Идут слушания, но точную причину еще не назвали.

Но главное, на мой взгляд, это утеря культуры безопасности в авиации. Производители самолетов разменяли краткосрочную выгоду на безопасность. Так, при разработке модели 737 MAX был выбран самый дешевый вариант решения, который и привел в катастрофам.

«СП»: Сейчас в Сенате США прозвучал еще один факт. Дело в том, что «Боинг» поглотил другого производителя — McDonnel Douglas, у которого в свою очередь были большие проблемы с безопасностью полетов.

— У McDonnel Douglas дурная репутация. Но «Боинг», не разобравшись, взял на работу сотрудников этой корпорации. Все это вылилось в неграмотное отношение к безопасности полетов. На создание модели 737 MAX потратили меньше денег, попросту сэкономили, и в результате получили самолет с ошибками проектирования. К счастью, нарушения эти вовремя нашли. Из-за гонки за финансовой выгодой в ущерб безопасности «Боинг» в последние годы потерял миллиарды. Но главное — он потерял репутацию.

«СП»: Россия в свое время тоже закупила несколько этих «Боингов». Насколько безопасно на них летать?

— В России действительно есть около десятка самолетов 737 MAX Boeing. Но они были поставлены на прикол в связи с введением санкций. Сейчас в России летает старая, проверенная версия «Боинга» — 737 NG. Но его безопасность тоже невозможно проверить из-за санкций. Так что у нас с самолетами — свои проблемы.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня