Вторжение сухопутных сил НАТО в Ливию — дело ближайших недель, а то и дней. На такой вывод наталкивает целый ряд весьма существенных обстоятельств.
Во-первых, 2 мая корабли Североатлантического альянса приступили к тралению подходов к ливийскому порту Мисурата, который пока находится в руках оппозиции Мааммару Каддафи. Бои за этот город ведутся с 24 апреля. Положение мятежников, которых прижали к морю правительственные войска, очень сложное. Артиллерия Каддафи обстреливает город. Власти выдвинули гарнизону ультиматум: в течение четырех дней Мисурату сдать! Похоже, лишь скорое вмешательство морской пехоты НАТО может спасти оппозиционеров. Если так, то появление тральщиков на внешнем рейде порта более чем логично.
Во-вторых, некоторое время назад в прессу просочились сообщения, что на наведение в Ливии натовских порядков альянс изначально отвел максимум четыре месяца. Соответствующим образом спланировано и финансирование, а также тыловое снабжение операции «Одиссея. Рассвет». Секундомер запущен 19 марта, когда по позициям армии Каддафи был нанесен первый ракетно-бомбовый удар. Таким образом, почти половина срока миновала. Результат фактически нулевой, если не считать тысяч разрушенных гражданских и военных объектов и таких «неизбежных издержек» войны вроде гибели под натовскими бомбами множества людей по обе стороны фронта. И абсолютно непонятно, как за оставшиеся два месяца без сухопутного вторжения водрузить флаг Североатлантического альянса или верной ему оппозиции над Триполи.
В-третьих, практически одновременно с появлением тральщиков коалиции на внешнем рейде Мисураты помощник генерального секретаря альянса по политическим вопросам Джеймс Аппатурай потребовал от Совета Безопасности ООН срочно заново рассмотреть ситуацию в Ливии. Аппатурай заявил: «Да, я считаю, что СБ ООН необходимо принять новую резолюцию по Ливии. Потому что резолюция № 1973 не подразумевает проведение наземной операции. Поэтому для того, чтобы на земле были проведены какие-то боевые действия, необходимо принятие новой резолюции».
При этом и Аппатурай, и все руководство НАТО на самом деле наверняка не питает ровно никаких иллюзий по поводу того, чем на этот раз закончится голосование в Совбезе, если, конечно, ливийская проблема в скором времени все же снова окажется в повестке дня. Документ в редакции, устраивающей западную коалицию, не имеет ни малейшего шанса быть принятым. По крайней мере, постоянный член Совбеза ООН Китай уже однозначно определился по этому поводу.
В понедельник Пекин устами официального представителя МИД КНР Цзян Юй высказался за немедленное прекращение огня в этой стране. Цзян Юй заявила: «Китайская сторона не одобряет любые действия, которые выходят за пределы полномочий СБ ООН и надеется, что соответствующие стороны немедленно прекратят огонь». Она подчеркнула: «Китай выражает озабоченность эскалацией конфликта в Ливии, что приводит к жертвам среди мирного населения».
Вряд ли и Россия окажется столь же покладистой и нейтральной, как 17 марта при голосовании по резолюции № 1973, открывшей дорогу натовским самолетам в ливийское небо. Это 30 апреля дал понять министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. По его словам, абсолютно ясно, что неприемлемо применение грубой военной силы против гражданского населения, и это должно быть исключено из практики нормальных цивилизованных государств. «Так же ясно, что мировое сообщество в такого рода случаях должно руководствоваться не стремлением доказать, что я могу диктатора прижучить, извините за грубое слово, и доказать, что я решаю, как нужно относиться к демократическим ценностям и правам человека», — подчеркнул Лавров.
Если шансов на прохождение в Совбезе ООН необходимой для сухопутного вторжения резолюции практически нет, если она наверняка будет заблокирована Россией и Китаем, то к чему столь демонстративная подготовка к новой «Бури в пустыне» со стороны НАТО? И вот тут — самое интересное. В упомянутом интервью Лавров высказался по этому поводу весьма осторожно, но многозначительно: «Зная креативность наших партнеров, можно ожидать всего». Чего конкретно? А того, видимо, что члены коалиции просто наплюют на мнение Совбеза и начнут вторжение в Ливию безо всякой резолюции. Потому что удар морской пехоты в таком случае будет направлен не только против режима Каддафи. Против кого еще?
Предельно откровенно по этому поводу высказался на днях известный американский политик-республиканец Пол Крэйг Робертс. Во времена президента Рональда Рейгана он занимал должность заместителя министра финансов США, а теперь от официальных постов свободен. И потому может не оглядываться на дипломатию, а резать правду-матку. Мнение Робертса по поводу истинной подоплеки событий в Северной Африке таково: «Мы хотим свергнуть Каддафи в Ливии и Асада в Сирии, потому что хотим выгнать Китай и Россию из Средиземноморья».
Бестолковым бывший замминистра пояснил с солдатской прямотой: «Мы же не хотим свергать правительство Бахрейна или Саудовской Аравии, где оба правительства тоже применяют в отношении протестующих насилие. Потому что они являются нашими марионетками, а в Бахрейне у нас есть и крупная военно-морская база».
Послушаем Робертса дальше: «Китай осуществлял масштабные энергетические инвестиции на востоке Ливии и полагается на нее, наряду с Анголой и Нигерией, в плане своих энергетических нужд. Это попытка США отказать Китаю в ресурсах, так же как Вашингтон и Лондон отказали в ресурсах китайцам в 1930-е годы. Дело не только в нефти, дело в китайском внедрении в Африку и в том, что Китай выстраивает поставки для своих энергетических нужд. Может быть, вы в курсе, что Международный валютный фонд выпустил доклад, в котором говорится, что „эпоха Америки“ окончена и что в течение пяти лет китайская экономика обгонит американскую, и тогда США станут второй крупнейшей экономикой мира, а не первой? Так что Вашингтон пытается применить блок, применить свои превосходящие военные и стратегические возможности с целью не допустить получения Китаем ресурсов и замедлить развитие китайской экономики».
По поводу России и продолжающихся беспорядков в Сирии мнение Робертса таково: «Какой интерес США в протестах в Сирии? Мы заинтересованы в этом, потому что у русских там есть военно-морская база, которая обеспечивает им присутствие в Средиземном море». И далее: «Я думаю также, что русские начинают понимать, что события в Сирии направлены против них и их базы. Мы, по сути, начинаем конфликтовать с двумя крупными странами: Китаем, чья экономика, вероятно, лучше, чем американская, потому что у китайцев есть рабочие места; и с Россией, у которой есть неограниченный ядерный арсенал. Мы начинаем давить на очень сильные страны».
Кажется, прогнозы Робертса уже начинают сбываться. Политическая температура вокруг Триполи и Дамаска накаляется одновременно и целенаправленно. Президент Соединенных Штатов Барак Обама указом объявил о том, что события в Сирии несут «чрезвычайную угрозу национальной безопасности США». 30 апреля на экстренном заседании Совета ООН по правам человека была принята резолюция, осуждающая события в Сирии. Резолюцию поддержали 26 из 48 стран-членов организации. Против резолюции проголосовали 9 стран. Россия и Китай, естественно, в их числе.
Ситуацию в южном и восточном Средиземноморье обозреватель «Свободной прессы» обсудил с президентом Академии геополитических проблем, генерал-полковником Леонидом Ивашовым.
«СП»: — Леонид Григорьевич, вы разделяете мнение Робертса, что истинная подоплека событий в регионе состоит вовсе не в проблемах режимов Каддафи и Асада? На самом деле под ударом интересы России и Китая?
— Робертс частично прав. То, что опасения роста китайского могущества в США и Европе присутствуют — это однозначно. Понятно, что есть стремление это могущество ограничить повсюду. В том числе и в Африке. А вот что касается России, то тут особой головной боли у американцев сегодня нет. Мы так зажаты финансовой империей, тело которой находится в Соединенных Штатах, что и без того будем делать все, что прикажут из Вашингтона.
«СП»: — Тем не менее, против осуждающей резолюции по Сирии наш представитель проголосовал.
— Так ведь это ничего не изменило и американские интересы не ущемило никак, потому что резолюция все же прошла. Понимаете, мы вынуждены все время выкручиваться. С одной стороны с заокеанского поводка особенно рваться опасно для российской власти. С другой — окончательно ссориться с арабским миром тоже нельзя, потому что у нас в стране живет уже около 20 миллионов мусульман. Этот фактор тоже приходится учитывать. В итоге Медведев по Ливии говорит одно, Путин тут же его поправляет. Но ничего не меняется. Налицо фарисейская модель управления людьми. Чтобы и американцам угодить, и с арабами не поссориться.
«СП»: — Следовательно, началу сухопутной операции в Ливии, если в НАТО на нее решатся, мы мешать не будем?
— Да нечем нам мешать.
«СП»: — Но можно представить, что при вынесении этой проблемы на заседание Совбеза ООН «против» проголосует Китай?
— Это может быть.
«СП»: — Что тогда? Состоится вторжение?
— Состоится. Назовут как-нибудь по-другому. Гуманитарной или миротворческой миссией. Американцы ведь и вмешательству в Ирак, и в Югославию вначале пытались придать видимость легитимности. Когда не получалось — лезли напролом. Ничего их не останавливает. Даже гибель младенцев. Я имею в виду внуков Каддафи. А Каддафи, кстати, их пока переигрывает. Действует очень разумно. В ответ на каждый новый удар НАТО направляет в Европу новые толпы беженцев. Они высаживаются в Италии с портретами своего лидера.
«СП»: — Каддафи что, сам организует эти толпы?
— Поощряет, скажем так. Делегация нашей Академии, кстати, только что вернулась из Ливии. Так что видели все своими глазами.
«СП»: — Беженцы — это гуманитарные проблемы для европейцев?
— Не только. Европейцы же видят, что на их земле становится все больше сторонников Каддафи. Когда-нибудь ситуация может попросту взорваться. Так ведь американцы не только в этом загнали Европу в угол. Они-то от ливийской нефти практически не зависят. А вот Франция и Италия без нее пока не могут. Но и в Париже, и в Риме сегодня вдруг осознали, что если Каддафи останется у власти, то ни одного барреля ливийской нефти эти страны больше не получат. Это тоже питает решимость НАТО избавиться от Каддафи любой ценой. Ничего удивительного, что подготовка к сухопутному вторжению идет вовсю.