Президент Литвы Гитанас Науседа заявил территориальные претензии на Калининградскую область — анклав, граничащий с Польшей и Прибалтикой.
«Как бы Россия ни старалась, Караляучюс никогда не станет Калининградом!» — заявил политик. «Несмотря на то что старожилы Малой Литвы, которая сейчас является частью так называемой Калининградской области, давно ушли, необходимо сохранить последние признаки литовской культуры», — пояснил свой экстравагантный тезис Науседа.
Фраза про «последние признаки» литвинства звучит так же похоронно, как и «ще не вмерла Украина» или «ещё Польска ни згинела». Аллюзии более чем очевидные. Президент Литвы жаждет большой войны в Северной Европе? А Клайпеда готова к судьбе Авдеевки?
Демаршу Науседы предшествовала артподготовка. Ранее литовские парламентарии Пауле Кузмицкене и Вилюс Семешка уже предлагали заменить в литовском языке названия Калининграда и области, так как действующие являются «частью российского нарратива».
Эстафету литовцев тогда подхватили их эстонские коллеги. Мол, надо бы отказаться от российского названия Калининграда и вместо этого именовать город Кёнигсбергом. И тем шибко возбудили министра обороны Германии Писториуса. «Я, я, Кёнисберг!» — возопил он.
Первым же в период СВО (в марте 2022-го) о территориальных претензиях на Калининград заявлял польский сухопутный генерал Вальдемар Скшипчак. Как видим, несмотря на распад Речи Посполитой польско-литовская уния вновь собралась по отдельно взятому вопросу.
Многоходовка прибалтийских политиков, очевидно, является частью широкой кампании, направленной на блокаду, а в перспективе, возможно, и попытку отторжения от России части её территории. Увы, примеры Карабаха, Сирии и Приднестровья, не могут не насторожить.
Ситуации придаёт серьёзность военный аспект. Через пару дней десять кораблей НАТО начнут патрулирование балтийской акватории, якобы для защиты подводных кабелей. Пока до апреля, но Эстония уже лоббирует ротацию, а значит это станет обыденностью.
И хотя блокировать проход судов в международных водах НАТО формально не имеет права, в будущем это может случиться. Недавний безнаказанный захват российского (де-факто) танкера финским спецназом демонстрирует, как это будет происходить на практике.
Так что давние угрозы сделать Балтику «внутренним морем НАТО» оказались не пустым трёпом, а продуманной и чётко реализуемой стратегией. Вкупе с размещением в Литве бригады бундесвера это даёт возможность однажды блокировать калининградский анклав.
Конечно, могут выручить морские конвои, как во Вторую мировую. Но с учётом вступления в НАТО Финляндии и Швеции, берега которых омывает Балтика севернее Калининградской области, в случае обострения прямая угроза возникнет уже и военным кораблям.
Воздушный мост при таком уровне эскалации — тоже не выход. Оставить отрезанными от большой земли целый миллион россиян? Никак нельзя. Регион не сможет быть самодостаточным. А значит организовывать противодействие нужно заранее, уже сейчас.
Вот почему беззубая реакция большинства российских официальных лиц вызывает удивление. Невозмутимость, ирония хороши за покерным столом, а в политике, дипломатии ценятся быстрые и симметричные ответы на выпады врага. Иначе бывает, как с Украиной.
Странно, но представитель Кремля лишь констатировал факт территориальных претензий к РФ, но не дал никакого словесного отпора. Не хватило времени выработать позицию? А вот МИДу, хватило. Там назвали Науседу «картонной дурилкой», предложив вспомнить историю.
Действительно, историческое оружие, как никакое другое, подходит на данном этапе новой холодной войны с Западом. И если начать выяснять права, кто на что может претендовать, прибалтийские карлики запросто могут остаться без своих столиц.
Разевая рот на Калининград, Неуседе не грех вспомнить, что Вильнюс стал их столицей лишь благодаря Иосифу Сталину, милостиво передавшего его Литве в короткий период её независимости. А в составе Российской империи город был почти с момента основания США.
«В начале ХХ века литовцы в Вильно (будущей столице Литвы) составляли менее 1%, — опубликовал на днях цифры первый главред „СП“ Павел Пряников. — Ну а потом, известное дело, литовские крестьяне, обработанные национализмом, вошли в трофейный город».
По его данным, аналогичная ситуация и в соседней Латвии. В конце XIX в. в Латгалии латыши составляли ничтожные 2%. Всех остальных: русских и русскоязычных, поляков, немцев, евреев было в разы больше. Этнический геноцид — конёк прибалтийских народов?
С этим тезисом трудно спорить, памятуя, какой пресс в отношении русскоязычного населения устроили в Латвии, основав позорный институт «неграждан», эту форму современного апартеида, поразив в базовых гражданских правах даже тех жителей, кто там родился.
Тайные людоеды-русофобы из ЕС и те советовали властям Латвии действовать аккуратнее, чтобы не допускать отпора, самоорганизации русских, которая однажды всё-таки проявилась в виде референдума за русский государственный язык, пусть и без успеха.
В Литве и Эстонии эта проблема тоже имеется, хотя и в меньших масштабах. За что же они нам мстят? Видимо, чувствуют историческую вину за захват не своих, по сути, чужих земель и городов. Подобно тому, как заёмщик решает убить кредитора, чтобы не отдавать долг.
Ведь тот же Таллин — это наш русский древний город Ревель. В Российской империи была даже Ревельская губерния. Узаконенный эстонский топоним появился всего лишь в 1919 году — буквально вчера. Ещё, наверное, живы свидетели этого события. А Нарва?
И о Калининграде. И город, и область принадлежат России, а ранее СССР, по праву сильного — победителя нацизма. Того, кто заплатил кровью. В ходе Восточно-Прусской наступательной операции погибли 126 тыс. красноармейцев, а почти полмиллиона были ранены.
Что касается основания города — в девичестве Кёнигсберга — то его «учредителей» — рыцарей Тевтонского ордена русские воины бивали не раз. Самый известный эпизод — на льду Чудского озера под предводительством Александра Невского. Горе побеждённым.
В общем, куда не кинь, везде русские земли. Границы России нигде не заканчиваются, говорил Владимир Путин. Уж не прибалтийские ли города он имел ввиду? И как может поступить в случае чего российский главнокомандующий? Спросите у Зеленского.