
Экономическое цунами, запущенное Трампом, который ввёл торговые пошлины против почти всех стран, может оказаться выгодным России.
В новых условиях курс на импортозамещение, вынужденно взятый после 2014 года и особенно после начала СВО, на деле весьма слабый, представляющий собой компромисс с глобализмом, имеет шанс смениться автаркией — почти полной хозяйственной независимостью страны. Примерно такой, какая была в Советском Союзе.
Американские тарифы и пошлины ломают взаимозависимую глобальную экономику, разрывают пространство, где одни страны поставляют сырьё, другие дешёвую рабочую силу, третьи производственные мощности, четвёртые интеллектуальную начинку, пятые контролируют стандарты, а некто невидимый балансирует всю эту систему в интересах немногих.
Тряска единой глобальной экономики, разрыв производственных цепочек, возможно, даже распад на макрорегионы, представляющие собой сильные, экономически самодостаточные пространства, объединяющие группы стран или отдельные крупные державы, утвердит на планете в качестве приоритетной протекционистскую модель.
Россия, как континентальная держава, центр евразийского пространства, географически, исторически и политически потенциально годится стать центром одного из таких регионов. Номинально она уже им является, как ведущая страна ЕАЭС. Правда, создав перспективное объединение, она пока не смогла развить это преимущество.
Сбросив оковы глобализма, вернув себе управление, наша страна сможет производить всё своё, от гражданских самолётов и карьерных самосвалов до трусов. Свою электронику, продовольствие, программное обеспечение, смартфоны и компьютеры, финансовые продукты, услуги. Расцветёт культура, искусство. Улучшится демография.
В последние десятилетия протекционизм, защита национальных экономических интересов порицался и у нас, и на Западе как нечто неприемлемое. Между тем, «изобретателем» протекционизма в новое время была Англия, вводившая запретительные пошлины для защиты своего рынка и открывавшая чужие рынки для собственной торговой экспансии.
Протекционизм и свобода торговли — не синонимы добра и зла, а суть методы достижения наибольшего экономического успеха. В разные эпохи для разных стран эти модели могут приносить как выгоду, так и убытки.
ВВП СССР в 1990 году, по данным МВФ, составлял 12,1% от мирового, а России сейчас — 3,55%. Падение с учетом изменения населения почти вдвое.
Вывод: если следовать реальным интересам страны и народа, а не экономической моде, автаркия для России, скорее, полезна. Иначе, нас захватывают чужие. Кажется, такой же логикой руководствуется и Трамп, считающий, что защита своего рынка принесёт США больше выгод, чем полная свобода торговли. Во всяком случае на этом историческом этапе.
«Make America Great Again» — это и есть политика протекционизма, — подтвердил «СП» доцент Финансового университета при правительства РФ Леонид Крутаков. — Ещё при Никсоне было заявлено: национальные интересы США важнее, чем интересы мира. Сейчас США вернулись к протекционизму, как они это делали всегда, когда им было нужно".
Протекционизм — это основа национальной экономической политики. По-другому и быть не может. Призывы соблюдать некие «общие интересы», по сути, означают призыв жертвовать интересами американцев ради французов и немцев. Это обманка для дураков. Америка признаёт только одну свободу — движения капитала, но не товаров, пояснил эксперт.
Инициатива Трампа напомнила ему 1971 год Никсона. Тогда в результате реформ, известных как Nixon Shock («Шок Никсона») президент США не только отменил золотой стандарт, но и ввёл 10-процентные пошлины на все товары из Европы. Через два месяца там согласились продолжить работать через доллар, на чем настаивал Вашингтон.
«Думаю, они сдадутся и сейчас, — предвидит Крутаков. — Единственный, кто будет бороться, это Китай, потому что для него это вопрос не прибыли или убытков, а сохранения государственности. России станет полегче, так как наши противники теперь дерутся между собой. Мы можем занять выжидательную позицию. А уж как распорядимся этим…».
Действительно, Пекин дал жесткую оценку инициативе Трампа. «[Это] серьезно нарушает правила ВТО и наносит серьезный ущерб основанной на правилах многосторонней торговли системе», — цитируют СМИ представителя МИД КНР. С китайских товаров Штаты намерены взимать пошлину в размере 34%.
Китай — бенефициар глобальной торговли. Договорившись в своё время с Вашингтоном, он смог стать фабрикой мира. С тех пор благосостояние страны росло в основном за счёт экспорта, что позволило побороть бедность. Будущее в КНР связывают с развитием международных экономических связей и потому отстаивают эту позицию даже в Давосе.
ЕС повезло чуть больше, пошлины на его товары установлены пониже — 20%. «У Европы есть все, чтобы пройти через этот шторм. Мы заодно. Если ты бросаешь вызов одному из нас — ты бросаешь вызов всем. Мы будем стоять друг за друга. Наш союз — это наша сила», — отреагировала глава ЕК Урсула фон дер Ляйен. И призвала к переговорам.
Базовая ставка пошлин — 10%. Примеры тарифов для других стран: Индия — 26%, Тайвань — 32%, Япония — 24%, Южная Корея — 25%, Вьетнам — 46%, Казахстан — 27%, Украина — 10%, Молдавия — 31%, Британия — 10%, ЮАР — 30%. Наибольшие пошлины — 50% вводятся против Лесото и заморской территории Франции Сен-Пьер и Микелон.
На этом фоне отсутствие пошлин против России и Белоруссии не может не обращать на себя внимания. Мы с ними (т.е. с нами) не торгуем, эти страны и так находятся под санкциями, объяснили в американском минфине. Похоже на правду.
Товарооборот США и РФ — всего 3,5 млрд долларов. В списке отсутствуют также Куба и КНДР.
Шокированный мир пытается высмеять новацию США, указав, что тарифы введены даже для необитаемых островов Херд и Макдональд у берегов Антарктиды, где живут одни пингвины. Однако насмешки неуместны. Похоже, это мера, чтобы Австралия не обходила пошлины, регистрируя компании на внешних территориях. У Трампа железная хватка.
Не зря заголовки мировых СМИ пророчат буквально бурю: «Трамп развязывает вихрь пошлин против мирового порядка», «Трамп против всего мира», «Трамп начинает торговую войну». Экзальтированные политики соберутся с мыслями и дадут США ответ? Может быть. И тогда всё полетит в тартарары. Или всё-таки нет?
Тем временем, Вашингтон готовится поднять ставки. «Мы — страна с дефицитом, — указал глава Минфина США Скотт Бессент. — Традиционно страны с профицитом всегда проигрывают в любой торговой эскалации. Мой совет каждой стране прямо сейчас — не мстите. Откиньтесь на спинку кресла, примите это… Потому что, если вы ответите, будет эскалация».
Россия в любом случае окажется в выигрыше. Либо в малом — от временной заварушки, неразберихи в лагере её врагов, либо в большом — если сумеет воспользоваться крахом системы глобализма и стать полноценным экономическим центром, подгребая под себя соседние государства, восстанавливая связи и политическое влияние в Евразии.