понедельник, 28 апреля
совместно с Жэньминь жибао
В мире / Китай сегодня
27 апреля 10:39

Русский Север становится отчасти Востоком

Пекин при поддержке Москвы рассчитывает расширить свое влияние в Арктическом регионе

1367
На фото: атомоход "Ямал" проводит караван судов через льды по Северному морскому пути.
На фото: атомоход «Ямал» проводит караван судов через льды по Северному морскому пути. (Фото: Семен Майстерман/ТАСС)

Китай пришел в Арктику с опозданием. В то время как европейские страны начали проникновение в этот регион ещё в XVI веке, Китай стал активно участвовать в его освоении только в конце XX века. Медленно запрягал, зато помчался быстро. И намерен стать ключевым игроком в Арктике. Конкурировать с ним может, разве что только Россия.

После вступления Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2001 г. производственный сектор страны значительно расширился. Последовавшие десятилетия бурного роста под руководством Си Цзиньпина превратили КНР в сверхдержаву.

Поначалу, правда, богатые страны предоставляли технологии и капитал, а Китай снабжал доступными по цене товарами. И всегда был оптимистично настроен в отношении того, что Европа и Северная Америка останутся потребителями его продукции. Однако нынешняя торговая война эти надежды нарушила, и Китай ищет новые рынки.

Читайте также

По мере усиления глобального потепления растет его интерес к Арктике. Особенно если в ближайшие десятилетия таяние полярных льдов позволит получить круглогодичный доступ к Северному морскому пути. СМП может стать более экономичной альтернативой Суэцкому каналу, сократив время транзита грузов на 9 дней.

Существующие судоходные пути неидеальны для Китая. Северо-Западный проход менее экономичен и подчиняется канадским правилам судоходства, а условия транзита по Центральному арктическому проходу пока неблагоприятны из-за экологических и технических проблем, пишет в статье для GIS Reports Online старший научный сотрудник Цзюньхуа Чжан.

Метеорологические прогнозы показывают, что Арктика прогревается быстрее, чем остальная часть мира, что приводит к значительному сокращению площади и толщины морских льдов. По прогнозам, в 2030 г. в Северном Ледовитом океане может наступить первое лето без льдов. И уже к 2050-му СМП станет одним из самых эффективных маршрутов для грузоперевозок между Азией и Европой.

Кроме того, Арктика богата природными ресурсами, в том числе нефтью, газом, полезными ископаемыми, рыбой. По оценкам, пока не разведанные там запасы углеводородов составляют около 25% мировых. Все это и привлекает Китай.

В его «Белой книге», посвященной арктической политике, уже в 2018 г. утверждалось, что неарктические страны (в том числе КНР), имеют права в Арктике. Пекин активно отстаивает право на научные исследования, навигацию, полёты, рыбную ловлю, прокладку подводных кабелей и трубопроводов, а также разведку и добычу ресурсов.

При Си Цзиньпине после более чем десяти лет усилий Китай достиг на этом направлении значительных успехов. На сегодня он управляет несколькими научно-исследовательскими станциями в регионе и пополнил свой флот двумя ледоколами.

Еще в 2013 г. Китай получил статус наблюдателя в Арктическом совете и заключил несколько соглашений с арктическими странами о совместных исследованиях и коммерческих проектах в Северном Ледовитом океане.

В июле 2023 г. был официально запущен регулярный китайско-российский судоходный коридор по арктическим морским путям, что значительно сократило расстояние и время, необходимые для перевозки грузов из северных портов России в Китай.

Читайте также

И по итогам года минимум 80 судов, включая грузовые, круизные и нефтяные танкеры, достигли китайских портов по арктическому водному пути. Благодаря этим событиям Поднебесная почти закрепила за собой статус «приарктической страны».

Китай осваивает Арктику рука об руку с Россией. Еще в марте 2023 г. наши страны договорились о создании совместной рабочей группы для продвижения проекта Северного морского пути. А сейчас совместное предприятие «Росатома» и судоходной компании Hainan Yangpu Xinxin уже готовится строить контейнеровозы полярного класса для круглогодичной эксплуатации на СМП.

После введения антироссийских санкций крупнейшие мировые нефтяные компании (в том числе BP, Statoil и ExxonMobil) отказались от сотрудничества с Москвой или приостановили его.

В ответ на ужесточение западных мер Россия предложила 40-процентную скидку на продажу СПГ китайцам. На ПМЭФ руководители PetroChina и «Новатэка» Ван Илинь и Леонид Михельсон подписали соглашение о покупке акций: PetroChina приобретет 10-процентную долю в «Арктик СПГ 2».

«Пекин, сотрудничая с Москвой, стремится к тому, чтобы Севморпуть оставался свободным от вмешательства Запада. Например, недавно Береговая охрана Китая приняла участие в своём первом арктическом патрулировании вместе с Россией», — резюмирует Цзюньхуа Чжан.

Последние новости
Цитаты
Владимир Сапунов

Военно-политический эксперт

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Максим Чирков

Экономист

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня