
Европейцы не хотят слезать с «импортной иглы» Поднебесной
Торговая война, развязанная президентом США Дональдом Трампом против Китая, продолжает лихорадить мировую экономику. Сербский обозреватель Никола Микович в колонке для гонконгского издания South China Morning Post (SCMP) пишет, что торговая война окажется в итоге выгодна не только Китаю, но и России.
США зарезали китайскую курицу, несущую золотые яйца
В течение многих лет США были основным рынком для китайских товаров, и значительная часть китайского экспорта направлялась именно в эту страну. В то же время Китай также и сам являлся одним из крупнейших покупателей американской продукции.
Однако после того как Трамп ввел заградительные тарифы на китайские товары, Пекин всерьез призадумался: а нужен ли вообще стране такой торговый «партнер»? Фактически, Трамп собственноручно режет курицу, несущую золотые яйца.
Европейцы не хотят слезать с «импортной иглы» Поднебесной
Теперь Китай готов перенаправить товарный поток, который ранее шел в США, в другие страны. В первую очередь, в Евросоюз (о чем «СП» уже подробно писала), в страны Юго-Восточной Азии, а также, конечно, в Россию.
Россия полностью готова надеется стать более значимым направлением для китайского экспорта, пишет SCMP. Россия уже стала крупным рынком для китайских автомобилей, которые на фоне укрепления рубля стали еще доступнее (валюта ведь подешевела, скажем, юань по отношению к рублю — на четверть).
В то же время и для России становится все более выгоден китайский рынок. По данным за прошлый год (на основе расчетов Главного таможенного управления), более 75% российского экспорта в Китай составляли энергоносители.
Причем период низких цен на нефть, похоже, закончился: ирано-израильская война опять толкнула котировки вверх. Так что с учетом того, что Пекин значительно увеличит закупки российской нефти вместо иранской, Россия получит двойную выгоду.
Ждем гигантских контейнеровозов из Китая в Европу
Политический обозреватель SCMP Кароль Янг пишет, что сближение Китая и России будет самым тесным… в Арктике. В условиях глобальных изменений климата и растущего интереса к арктическим маршрутам, китайские компании активно наращивают свои усилия по использованию Северного морского пути (СМП) для доставки товаров в Европу.
По данным «Росатома», ожидается значительное увеличение числа рейсов китайских судов по СМП в предстоящем летне-осеннем судоходном сезоне 2025 года.
Северный морской путь стал кратчайшим маршрутом между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Западной Европой. В 2024 году было зафиксировано рекордное количество транзитных рейсов — 92, в ходе которых было перевезено более 3 млн тонн грузов.
Цифры подтверждают стремительно растущий интерес к этому маршруту, прежде всего со стороны китайских компаний, стремящихся оптимизировать свои логистические цепочки и сократить время доставки. И особенно это актуально, поскольку Китай (как мы писали выше) резко нарастил экспорт своей продукции в Евросоюз и Великобританию.
К 1 сентября все требования к школьным предметам будут стандартизованы
В 2025 году китайские компании планируют увеличить количество рейсов по СМП как минимум в полтора раза по сравнению с предыдущим годом. Однако точные цифры по количеству рейсов пока не раскрываются по понятным причинам.
Увеличение числа рейсов связано с расширением возможностей российского флота, который включает атомные ледоколы, способные преодолевать сложные льды Арктики.
В ответ на растущий спрос со стороны китайцев Россия уже начала строительство дополнительных ледоколов, чтобы обеспечить необходимую инфраструктуру для увеличивающегося потока грузов. Ведь очевидно: американский рынок закрывается для Китая надолго (по крайней мере, пока у власти остается Трамп), а значит, возить будут все больше и больше в Европу.
Важным аспектом грузоперевозок по Северному морскому пути является преобладание экспорта энергоносителей из России в Китай. По данным норвежского Центра логистики Крайнего Севера, в 2024 году 95% всех транзитных грузов направлялись из России в Китай.
Основными товарами, перевозимыми по этому маршруту, остаются сырая нефть и насыпные грузы. В прошлом году на долю сырой нефти пришлось почти 1,9 миллиона тонн, тогда как насыпные грузы (такие как железная руда, уголь и удобрения) составили 877 тысяч тонн.
Но в этом году, похоже, ждем резкого роста контейнерных перевозок: как еще иначе Китаю доставлять по СМП компьютеры, электроприборы и машины (а это основной высокотехнологичный экспорт Китая в Европу)?!