
Военные Поднебесной взяли на вооружение самые совершенные биосенсоры
Профессией года в России можно считать курьера. Доставщики получают до 200 тыс. рублей — больше, чем врачи, инженеры и айтишники. Причем, чтобы заработать столько, нужно всего лишь иметь мопед и крепкую спину, чтобы таскать баул.
Когда курьеры зарабатывают больше айтишников — это, конечно, показатель серьезных проблем в экономике. А в Китае все не так, как в России: здесь молодежь не крутить педали бежит… а управлять дронами. «Планировщик полета дронов» — профессия года в Китае, пишет Business Standard.
Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР совсем недавно официально признало такую профессию. И это, кстати, свидетельствует о стремительном развитии нового сегмента экономики — низковысотной (пилотируемая и беспилотная деятельность на высоте до 1000 метров). Эта отрасль также недавно официально признана Главным государственным экономическим управлением Китая
— Новая профессия привлекательна для технически подкованных и креативных молодых людей, — говорит Ван Сяоцзюнь, заместитель директора Департамента по развитию профессионального потенциала китайского Минтруда.
Военные Поднебесной взяли на вооружение самые совершенные биосенсоры
Низковысотная экономика в Китае развивается так стремительно, что кадров ей очень не хватает — нужен примерно миллион работников. По данным Управления гражданской авиации Китая, к концу 2024 г. в стране насчитывалось всего 247 тыс. операторов дронов с действующими лицензиями. При том, что в стране было зарегистрировано почти 2,2 млн коммерческих дронов — вдвое больше, чем в 2023 году.
Беспилотники — новая реальность Китая. В России, как известно, они запрещены (имеются в виду коммерческие и гражданские). А в Китае отрасль развивается не просто быстро, а какими-то фантастическими темпами.
Прямо сейчас дронами пользуются 14 тыс. китайских компаний — от торговых до аграрных. По оценкам сервиса Statista, к 2030 г. число дронов в Китае вырастет еще вдвое, до 4 млн (средняя цена единицы упадет до $1500, т.е. купить собственный БПЛА сможет каждый). Можно представить, сколько специалистов понадобится для обслуживания такой армады.
Растущий дефицит кадров в этой сфере привлекает соискателей, особенно молодых людей. Вчерашние строители, продавцы, офисные клерки бросают работу, обучаются на операторов дронов или планировщиков полетов, и идут работать в одну из тех самых 14 тыс. компаний, которые применяют БПЛА.
Постоянно расширяется сфера использования дронов. В Китае их задействуют в сельском хозяйстве, мониторинге окружающей среды, геопространственном картографировании, пожаротушении, обслуживании энергооборудования.
В ответ на гигантский интерес китайские вузы корректируют свои программы. В апреле Министерство образования КНР утвердило специальность «низковысотные технологии и инженерия» для бакалавриата. Бэйханский университет и Пекинский технологический институт запустят новые программы в будущем учебном году. Конкурс абитуриентов огромный.
Чжан Чао, руководитель программ обучения управлению дронами в провинции Юньнань, рассказал в интервью гонконгской газете South China Morning Post (SCMP), что со второй половины 2024 г. число студентов выросло втрое.
Демографический парадокс: в начальных классах учителей избыток, в средних — дефицит
Сейчас управлять дронами, по словам Чжана, приходят по 140 молодых людей каждый месяц.
— Многие хотят сменить профессию, видя перспективы или в качестве запасного жизненного плана, — говорит Чжан.
Одна из реальных историй, о которых пишет China Daily. 27-летняя Сун Ниннин получила лицензию оператора дронов и устроилась на полную ставку геодезистом в высокотехнологичную компанию с зарплатой 8000 юаней ($1100) в месяц. Девушка очень довольна.
28-летний Сюй Хуэй, который раньше продавал женскую одежду через интернет, устал от ненормированного рабочего дня и жёсткой конкуренции на маркетплейсах. И в один прекрасный момент ушел в дроноводы. Сейчас готовится к экзамену, чтобы получить лицензию. Вместе с ним учится 28-летний Хуан Куньлинь, который ранее работал в IT-отделе крупной компании по производству вейпов.
Конкуренция среди производителей вейпов выросла настолько, что зарплата у Хуана сократилась более чем вдвое — с 20 тыс. до 8000 юаней. Теперь он собирается водить дрон и зарабатывать, как прежде.