
Президент США Дональд Трамп озабочен внешними проблемами — он пытается заключить мир между Украиной и Россией. В пятницу 15 августа он провел переговоры на Аляске с Владимиром Путиным. А уже спустя три дня состоялся визит в Вашингтон Зеленского и поддерживающих его европейских лидеров.
Между тем в самих США глава Белого Дома начал свою специальную операцию. В Вашингтон введены силы Национальной гвардии, а также специально-сформированные тактические группы из состава федеральных правоохранительных органов. Их задача — борьба с преступностью, которая охватила город
Пока еще до перестрелок и боев дело не дошло. Но ситуация, мягко говоря, сильно неспокойная. Тем более, что сам законодательный механизм, который Трамп применил для реализации своего решения, открывает перед Белым домом уникальные возможности.
В частности, теперь в мегаполисах федеральное правительство сможет не только задействовать нацгвардейцев и правоохранителей, но и отстранять он выполнения своих задач местных полицейских и сотрудников прокуратуры.
Понятно, что уже последовали иски в суды против решения президента США. Но пока у них мало шансов на успех. Более того, уже понятно, что Вашингтон стал своего рода «тренировкой на кошках». Специальную военную операцию уже ждет Нью-Йорк, Калифорния, Чикаго
Попробуем разобраться, что же происходит в США.
Причины и следствие
Как уже сказано, формально основной причиной начать операцию стал разгул преступности в Вашингтоне. Действительно, буквально за 5−7 лет американская столица стремительно криминализировалась. Рост преступлений — почти по всем статьям уголовного кодекса. Но больше всего стало грабежей.
Дело дошло до того, что среди белого для в самом центре Вашингтона, в так называемом правительственном треугольнике, под угрозой оружия начали забирать деньги, машины и личные вещи у чиновников, конгрессменов и сенаторов. Были случаи насилия. Правда, пока без смертельных исходов.
Но это то, что лежит на поверхности. Глубинные причины, как обычно, гораздо интереснее.
Сам Вашингтон не входит в состав ни одного из штатов. Он образует особую территорию — округ Колумбия (DC, District of Columbia). Часто ошибочно считается, что столица США входит в состав округа. Но нет — она и есть сам DC. Поэтому в США округ Колумбия и Вашингтон — это синонимы.
До 1973 г. Вашингтон управлялся федеральным правительством. Но в 1973-м был издан специальный законодательный акт, и в Вашингтоне появились городской совет и мэр. Помимо органов самоуправления было сформировано управление полиции.
С 1990-х городское/окружное руководство фактически захватили либералы. Поэтому DEI-повестка, движение BLM
В частности, в Вашингтоне начали сокращать полицейских, заменяя их социальными работниками. Таким образом планировалось побороть преступность. Причем администрация Джо Байдена всячески поддерживала эти решения.
Ничего удивительного, что с повторным избранием Дональда Трампа окружной совет и мэр начали блокировать все инициативы нового президента. В том числе, что особо важно, и по борьбе с незаконными мигрантами.
Тайная схема
Сейчас американские средства массовой информации преподносят, что происходящее в Вашингтоне — это истерическая реакция главы Белого дома на саботаж его решений руководством округа Колумбия. Но это далеко не так.
На самом деле Белый дом сейчас отрабатывает инструменты, как он сможет бороться с большими либеральными мегаполисами. Как показывает опыт, местные органы власти саботируют арест и высылку нелегалов федеральными правоохранительными органами, не дают закрывать «зоны свободного употребления наркотиков»
Поэтому для реализации своих замыслов Дональду Трампу и его команде надо найти способ, как изолировать городских правоохранителей и ограничить деятельность сотрудников местной прокуратуры. А далее максимально задействовать уже федеральных агентства — ФБР, министерство национальной безопасности
Но тут есть серьезная проблема — для проведения таких действий нужно большое количество федеральных агентов. Понятно, что в одном месте столько за раз не соберешь. Придется мобилизовать их со всех штатов. А значит в других местах криминогенная ситуация будет ухудшаться.
Первоначально Белый дом планировал привлечь Пентагон. Тем более, что это не только танки, вертолеты и пехотинцы с винтовками. Там есть роты, батальоны и даже бригады военной полиции.
Причем в их составе есть органы дознания и прокуратура. Последние, правда, подчиняются не американскому военному ведомству, а министерству юстиции. Но это тоже федеральный орган власти.
Ранее американское правительство уже привлекало военных для борьбы с беспорядками в 60−70-х годах.
Также бойцы 82-й воздушно-десантной дивизии сопровождали детей-афроамериканцев в школы после отмены сегрегации. Наводили десантники порядок и в Новом Орлеане после урагана «Катрин». На их счету не один отстреленный мародер.
Но Пентагон для реализации плана Трампа, увы, не подошел, поскольку тогда сначала в городе или штате надо объявить стихийное бедствие или военное положение. Формально глава Белого дома это сделать сможет. Но и в этом случае военнослужащих можно только вывести на улицы для патрулирования.
Также можно привлечь разведывательные органы и силы специальных операций для организации слежки и контроля за ситуацией. Солдаты и офицеры смогут задерживать преступников.
Но их однозначно придется передавать местным правоохранителям, сотрудникам прокуратуры и судам…
Администрация Дональда Трампа нашла решение.
Военный подряд
Национальная гвардия — это особая, присущая только Соединенным Штатам, военная организация. Каждый штат, включая ассоциированные территории и округ Колумбия, имеет свою НГ. Гвардейцы используются для защиты территории, борьбы с беспорядками и стихийными бедствиями, участвуют в строительстве крупных инфраструктурных проектов
Формально плата и снабжение частей и подразделений НГ — в ведении региональных властей. Но при этом у штатов есть договоры с федеральным правительством. Последнее, в случае государственной необходимости, призывает гвардейцев и применяет их. А местные власти получают за это денежную компенсацию.
Также государство берет на себя оснащение сил НГ вооружением и техникой, предоставляет им форму, инструкторов. Плюс правительство имеет право реорганизовывать части и соединения нацгвардии, как им необходимо.
В результате вокруг Национальной гвардии существует многомиллионный бизнес. Понятно, что штат максимально заинтересован в привлечении своих гвардейцев для использования в интересах государства. Причем федеральное правительство платит больше за участие танковых, артиллерийских и мотопехотных частей и подразделений.
При этом Белый дом сам решает, на базе НГ какого штата ему создавать такие силы. И это становится рычагом давления на местные органы власти.
В любой момент нацгвардейцы любого штата могут сдать свою технику и стать просто водителями или легкими пехотинцами. А местные органы власти лишатся серьезной статьи доходов.
Маршал и гвардеец
И тут важно отметить, что президент, объявив чрезвычайное положение, имеет полное право мобилизовать силы НГ. Штаты не могут ему препятствовать. Но при этом нацгвардеец, хотя и выполняет федеральную задачу, не является в этот момент государственным служащим. И из этой правовой коллизии Белый дом как раз нашел выход.
Бойцов частей военной полиции из состава нацгвардии стали приводить к присяге и присваивать статус федеральных маршалов. Формально служба маршалов — аналог российского УФСИН.
Но из-за того, что ей уже несколько веков, ее организующие документы содержат много странных пунктов. Так, к присяге можно привести любого гражданина. При этом полномочия маршалов позволяют им заменять местную полицию.
Таким образом администрация Трампа смогла создать из нацгвардейцев-военных полицейских аналог местной полиции. При этом задержанные ими граждане передаются не городской прокуратуре, а непосредственно минюсту, т.е. федеральным прокурорам.
При этом Белый Дом повысил сумму контрактных обязательств для штатов, которые направили своих гвардейцев в округ Колумбия. И нет ничего удивительного, что уже Южная Каролина и Орегон срочно хотят увеличить количество своих сил НГ, участвующих в операции.
Органы власти в Вашингтоне, правоохранители и суды оказались полностью исключены из игры. В судах оспорить решение Трампа пока не удается.
Понятно, что рано или поздно либералы найдут лазейку. Но и Белый дом будет готов к этому. Так что округ Колумбия — это только репетиция перед специальными военными операциями в Нью-Йорке, Калифорнии, Чикаго