От чайной церемонии — к кофейной дипломатии. Как Китай покоряет мир, нам бы поучиться
Пекин назло Вашингтону разрешил 200 бразильским компаниям завозить кофе в Поднебесную
У Китая и России все больше общего, причем в таких сферах, которые на первый взгляд кажутся не самыми очевидными. Это, например, кофейная культура. Китай — самый быстрорастущий рынок кофе в мире: ежегодно молодые китайцы (миллениалы и зумеры) выпивают на 20% больше чашек.
Правда, несмотря на рост, потребление на душу населения остаётся низким по сравнению с Россией. Но при этом китайские власти грамотно используют поставки кофе, чтобы построить дружбу с другими странами Глобального Юга. И такой кофейной дипломатии России стоит поучиться.
Чашечка элитного кофе — за 3000 рублей
Как в Китае, так и в России кофейную индустрию двигает вперед молодежь, особенно в таких крупных городах, как Пекин, Шанхай и Гуанчжоу. Кстати, в Китае чай уже больше не самый популярный напиток (и в России, кстати, тоже).
Пей не хочу: Фантастика — Армения отправила 8 млн литров коньяка, в Россию въехало 30 млн литров
Павел Шапкин: По поводу фальсификатов интересные вопросы возникают даже к крупным торговым сетям
Правда, кофейни в Китае — не просто места общепита. Молодежь приходит сюда, чтобы потусоваться и поработать, как, впрочем, везде по миру. Правда, после этого появились «антикафе», владельцы которых вдохновляются скандинавской философией lagom (в переводе — «достаточно», «в самый раз»): то есть здесь просто не разрешают долго сидеть за ноутбуком. Цель — освободить посетителей от цифрового плена, призвать их к отдыху, наслаждению напитками и едой, а самое главное — человеческим общением.
— В оживленных городах важно поддерживать здоровый баланс между работой и личной жизнью, — говорит владелица такого гонконгского «антикафе» Venner Элин Фу, сама выросшая в Норвегии.
Шанхай, например, называют кофейной столицей Китая, в мегаполисе уже почти 10 тыс. кофеен. Здесь расположены даже больше точек Starbucks, чем где бы то ни было в мире. Более того, в Шанхае работают еще и самые продвинутые бариста: Цзиньян Пэн, владелец кофейни Captain George Flavor Museum, недавно победил на мировом чемпионате кофейного мастерства World Brewers Cup.
Правда, выпить кофе в этом заведении стоит ну очень недешево: чашка сорта Panama La Esmeralda обойдется в 268 юаней, или почти 3000 рублей. Как видно, это для избранных и состоятельных.
В среднем же в Китае чашка кофе стоит 25−40 юаней (270−430 руб.). И вот за счет обычных молодых и продвинутых бизнесменов Китай не только активно развивает собственную кофейную культуру, но и стремительно превращается в одного из ключевых мировых импортеров кофе. Более того, благодаря мудрым решениям Си Цзиньпина, Китай еще и грамотно выбрал баланс между экономикой и политикой.
Starbucks грустно плачет в стороне, завидуя Luckin Coffee
На фоне эскалации торговой напряженности между Бразилией и США, и введения американцами 50-процентной пошлины на бразильский кофе, Си Цзиньпин сделал стратегический ход: Китай разрешил почти 200 бразильским компаниям экспортировать кофе на свой внутренний рынок.
Масштабы китайского аппетита к кофе демонстрирует недавняя сделка на сумму $2,5 млрд, подписанная между крупнейшей китайской сетью кофеен Luckin Coffee (их уже более 20 тыс.) и бразильским государственным экспортным агентством.
Согласно этой сделке, Китай будет получать 240 тыс. тонн кофейных зерен в период до 2029 года.
В Китае нейросети перестраивают рынок труда, делая ставку на молодых. А как будет в России?
Безработицы здесь не боятся
Сделка ожидаемо приведет к значительному увеличению поставок бразильского кофе в Китай. Бразильские экспортеры, оказавшиеся под давлением американских пошлин, получили гигантский рынок сбыта. Так что Китай одним выстрелом убил сразу трех зайцев: приобрел надежного делового партнера в лице Бразилии, укрепил свою продовольственную безопасность и диверсифицировал поставки.
«Кофейная дипломатия» Китая активно работает и в Африке. Китай ввел нулевые тарифы в отношении товаров из 53 африканских стран, так что теперь молодые китайцы смогут наслаждаться не только бразильским, но и эфиопским и угандийским кофе. Даже не задумываясь, что благодаря этому еще и укрепляют национальный суверенитет.
— Китай грамотно использует неопределённость, связанную с тарифами США. Эту стратегию он с большим успехом применял в других отраслях, — объясняет экономист Али-Хан Сатчу.
В частности, компания Cotti, управляющая более чем 14 тысячами кофеен, уже заключила сделки в Эфиопии и Уганде. Причем китайцы не просто будут закупать 5000 тонн угандийской арабики в год, но еще и собираются инвестировать в строительство местных перерабатывающих заводов. Также Cotti подписала соглашение с министерством сельского хозяйства Руанды об инвестициях в новый кластер кофейной индустрии.
Именно так и должна работать «кофейная дипломатия», где на кону — межгосударственные связи и миллиарды долларов инвестиций.
