«Всего 200 лет Закавказье находится в русской цивилизации. И мы его опять теряем...»
Каринэ Геворгян
Наших соотечественников за последние лет двадцать по миру раскидало изрядно. Одни уехали на Запад, другие на Восток, третьи на Юг. Причины разные.
Кому-то надоел привычный уклад жизни, и он решил начать всё с чистого листа. Кто-то хотел посмотреть мир. Кого-то поманила американская мечта. Были и «политические» — они всегда были на Руси, со времен, наверное, Герцена, а может, и раньше.
Складывалось у всех по-разному. Надежде Серебренниковой, бывшей учительнице и журналистке из Петербурга повезло. Она после отъезда в Америку стала писательницей, хотя поначалу пришлось поработать и в такси. Сейчас живет во Вьетнаме и называет себя гражданином мира.
Мы познакомились много лет назад. Потом потеряли друг друга из вида. Но неожиданно столкнулись на просторах интернета. Было интересно расспросить ее о «загогулинах» судьбы.
Весна в Японии: праздник кукол, день тунца и вишенка на торте
Поездка со страховкой. Советы путешественникам
«СП»: Как оказалась в Америке?
— Попала туда случайно, заняв второе место в журналистском конкурсе. За первое место полагалась поездка в Штаты. Но победитель отказался, а я оказалась в нужное время в нужном месте. Так поехала в 2010-м в составе группы журналистов по программе «Открытый мир» открывать для себя Америку.
«СП»: Первое впечатление какое было?
— Не моё. Всё расчерчено, распределено. Есть модное словечко — «вайб» (от английского vibe) — вибрации. С Америкой вибрации не совпали. Удивило, что нельзя купаться в озере рядом с домом, где мы останавливались у 90-летней бабушка — энергичной особы. Та после моего вопроса так запаниковала! Оказалось, за подобное намерение здесь однажды приехала полиция. Так что купались мы в бассейне. Свобода в Америке — понятие относительное.
«СП»: И тем не менее решили сыграть в лотерею гринкард?
— В 2011-м мы семьей сначала переехали в Чехию, оформив документы на ВНЖ. Но потом в Европе закрутили гайки с визами, и нам отказали. Через месяц после возвращения в Питер я узнала, что выиграла грин-карту.
Люди годами играют в эту лотерею, а у меня получилось с первого раза! Так одна дверь закрылась, а другая открылась.
«СП»: Было представление о перспективах жизни в США?
— Думала, продолжу работать журналистом в известной американской радиокомпании, но перед отъездом вакансию закрыли. Сказала бабушке, что, скорее всего, поживем года два и вернемся. Разумным доводом для нее было то, что там дети быстро выучат английский язык.
«СП»: Советовались с детьми, прежде чем ехать?
— Я с детьми никогда не сидела дома, но дочка характером в меня, а сын — другой. Она с утра радостно: «Мама, куда сегодня пойдем?». А он: «Мама, мы опять куда-то пойдем?». Ехать он не хотел. Но мы пообещали, что купим там айпед, о котором он мечтал. На собеседовании в Москве на вопрос «Зачем хотите уехать в США?» сын, как в школе, поднял руку и ответил: «Мы — путешественники».
Однако когда приехали, денег на айпед не нашлось. Наши скромные накопления не были рассчитаны на стоимость аренды в Калифорнии. Я купила детям программку для подготовки к тесту на проверку знания английского при поступлении в школу.
В ту неделю проводился розыгрыш недельной путевки в Лондон для изучения английского языка. И сын выиграл, представляете? Поехать мы не смогли, но спросили, сколько айпедов можем взять на эквивалентную сумму. В итоге и дочке достался мини-айпед.
«СП»: Правильное было решение ехать без сбережений?
— После одобрения виз в Москве у нас был срок на выезд — шесть месяцев, тянули до последнего. Мы тогда в Сочи жили. Сколько успели накопить на зарплату учителя и инженера, с тем и поехали. Покидать Сочи прямо перед Олимпиадой было очень жалко. Компания, где работал муж, почти закончила строительство котельной для биатлонной трассы…

«СП»: Что в итоге вам принесла Америка?
— Никогда не могла представить, что буду работать таксистом. Но мне это понравилось! Свой документальный фильм «Надежда в пути», что принят уже на 12 кинофестивалей и недавно взял приз в Риме, я сделала именно благодаря этой работе.
Теперь путешествую намного больше, чем раньше и чувствую себя гражданином мира. Америка стала трамплином, где мне выдали «мультипаспорт». Недавно начала писать сценарии на английском. Сейчас работаю над сериалом по роману «Родиться вопреки», который закончила, когда мы жили в Чехии. Если все получится — можно считать, что моя американская мечта сбылась.
«СП»: Трудно было адаптироваться?
— Первые четыре года было ощущение жизни на другой планете. Но новизна принесла вдохновение. И в первый, самый сложный, год я написала второй роман.
«СП»: Что может пойти не так на другой планете?
— Например, мне никогда не нравилась американская медицина. Когда случилась проблема со здоровьем — уехала на обследование в Питер.

«СП»: Почему вы теперь во Вьетнаме?
— Во Вьетнаме у меня «саббатикал» — творческий отпуск. Второй раз себя «отпускаю» из американской рутины. Здесь совершенно другие цены, что не может не радовать после жизни в Калифорнии. На заработанное там здесь можно жить намного дольше. Еще здесь можно пойти работать учителем английского языка.
«СП»: Что сейчас происходит в жизни выросших детей?
— Дочь, следуя за мной, в детстве говорила: «Мама, я — твой хвостик». Ей еще не было 18 лет, когда она подписала контракт с модельным агентством в Нью-Йорке, уехала на четыре месяца на работу в Сеул и Токио. Позже жила в Париже.
Сергей Левченко, КПРФ: За рост тарифов по ЖКХ с губернаторов спрашивать надо. Пошли на поводу компаний
Когда отрасль работает эффективно, тогда и суммы в платежках не превращаются для людей в кошмар
Остыв к модельному бизнесу и поучившись в колледже, взяла передышку и уже полгода путешествует по Азии. Много молодежи, что встречает в путешествии, живут в формате backpacking: взял рюкзак — и в путь.
Есть приложения с возможностью волонтерства в хостелах — можно не тратить деньги ни на жилье, ни на еду и приобрести новый опыт.
Сын живет в Беркли, работает, почти закончил колледж. С ним, как с самым стабильным членом семьи, живет наша кошка Софья Пална. Она переехала из Сибири, когда в 2022-м не стало бабушки, что дожила до 104 лет.
«СП»: Что дети думают про Америку? Кто-то из вашей семьи хотел вернуться в Россию?
— Мы втроем с детьми на год возвращались, когда им исполнилось 14 и 16 лет. Они закончили в Питере девятый класс. Школьное образование в США слабенькое. Русский язык, по сравнению с одноклассниками в России, у них хромал. Зато учитель английского языка считал их экспертами. Тот год оба вспоминают как интересный, хотя из-за карантина четвертую четверть и просидели дома. Я шутила: «Что должно было случиться в мире, чтобы вам не пришлось сдавать ОГЭ!».
Сын сделал потрясающие наблюдения. Приехав в США в возрасте десяти лет, он сказал, что в Америке «пластиковые люди». Когда приезжали на год в Россию, попросила его сравнить американцев и россиян. Он, уже 16-летний, ответил: «У россиян — осмысленное страдание, у американцев — бессмысленная радость». Это и было моей мотивацией — вернуть их в родную культуру, чтобы они не стали американцами, про которых шутил Михаил Задорнов. После я дала им выбор — хотят они остаться жить в России или вернуться в Америку. Оба выбрали Америку.
«СП»: Что думаете вы с мужем?
— Муж теперь мой хвостик (смеется). Недавно он хотел выбросить старую футболку с надписью «Go with a flow», что я ему когда-то подарила. Я взяла ножницы и сначала вырезала надпись. Она означает — плыви по течению. Теперь плывем с мужем вдвоем, по ходу договариваясь, куда дальше.
«СП»: Что дала известность писательницы? Победа в престижном конкурсе принесла деньги?
— Известность дает ощущение, что всё не зря. В США меня знают под псевдонимом Hope Silver. Я перевела свое имя на английский язык, потому что американцы просто не способны произнести оригинал.
«Какая же я была дура!»: «Он говорил, что работает на платформе в Мексиканском заливе, звал к себе в Америку»
Разбираемся в уловках мошенников с сайтов знакомств, и как на них не попасться
В России мои книги в издательствах так и не вышли. «Родиться вопреки» и «Любопытные вещи» наградили в конкурсе «Книга года» в Берлине.
Они были изданы в США в переводе на английский. Лондонский конкурс был на получение гранта на издание книги «Дневник Ежика-путешественника, или Где живет счастье?» на русском языке.
«СП»: Что такое счастье? Чувствуете себя счастливой?
— Ежик из моей детской книжки как раз ищет счастье. И понимает, что оно — в сердце. Так и есть — если счастье в нас, мы излучаем его, где бы ни были. Для меня счастье — свобода. Ее особенно остро чувствую в аэропорту, в предвкушении поездки. Не понимаю, как многие американцы с их возможностями вообще не путешествуют.
«СП»: В мировых рейтингах счастья лидирует Финляндия. США — на 24 месте, Вьетнам — на 46-м, Россия — на 66-м.
— Наверное, рейтинг составляли те, для кого счастье — полное спокойствие. А творческим людям, как известно, необходим «творческий непокой». Финляндия мне кажется ужасно скучной страной, а скуку я переношу с трудом.
Родившись, мы выиграли в лотерею. Главное — жизнь, сделать ее интересной — в наших руках. Даже если ты родился в Финляндии и тебе больше никуда не хочется.