15 сентября должна открыться трехдневная первая международная конференция курдов, на которой может быть поставлен вопрос о создании национального курдского государства. Местом проведения выбран город Эрбиль на севере Ирака, где курды добились создания автономии и даже имеют собственную армию. Напомним: Курдистан расположен на территории Ирака, Ирана, Сирии, Турции и Армении. В каждой из этих стран курдский вопрос стал серьезной проблемой для правительств.
Учитывая многочисленность курдов (по разным оценкам, до 40 миллионов человек), их внутреннее единство в вопросе национального самоопределения, можно сказать, что Ближний Восток в ближайшем будущем может ожидать серьезный передел.
В Турции курды составляют до 25% населения (около 20 миллионов человек). Большая часть проживает на востоке страны. Но немало их и в крупных городах западного побережья.
Идеологическая линия «одна страна — один народ» способствовала взаимной жестокости курдов и турков. По закону, курдам полагалась тюрьма, если они просто имели неосторожность в кругу семьи говорить на родном языке, отмечать национальные праздники, готовить национальные блюда или ходить в национальной одежде. В истории неоднократно бывало, что курды одновременно начинали вооруженные бои в местах своего жительства, мгновенно превращая всю страну в пылающий костер.
В 1978 году Абдуллой Оджаланом была основана Рабочая партия Курдистана. С этого момента вооруженные отряды курдов приобрели жесткую партийную дисциплину, а бойцы — четкую идейную составляющую войны.
Частично урегулировать ситуацию удалось нынешнему премьеру Турции Реджепу Эрдогану. В 2009 году курдам было разрешено говорить на родном языке, в эфир даже вышли телепередачи на курдском языке.
В Иране, на западе страны, проживают до 8 миллионов курдов. При шахе курдское движение подавлялось с помощью репрессий. Однажды, в 1946 году курды даже смогли создать Мехабадскую республику, но она просуществовала меньше года. Сегодня Тегеран вкладывает немалые средства в развитие курдских провинций, пытаясь решить проблему сепаратизма с помощью развития экономики.
На северо-востоке Ирака, где проживают почти 6 миллионов курдов, при Саддаме Хусейне национальное движение жестко подавлялось. Кстати, судили Хусейна и потом повесили именно за то, что он травил газом курдские деревни (впоследствии, правда, появились и другие версии этой трагедии). После свержения диктатора курды получили самую широкую автономию.
На севере Сирии проживает почти 3 миллиона курдов. До начала в стране гражданской войны в 2011 году национальные требования курдов часто игнорировались правительством. Когда в Сирии начался политический кризис, курды воспользовались ситуацией и объявили освобожденными несколько городов. Сегодня они вынуждены сражаться против исламских радикалов из Аль-Каиды, которые начали периодически устраивать резню в курдских населенных пунктах.
Стоит еще заметить, что курды имеют диаспору во многих странах мира. Благодаря этому им удается лоббировать свои интересы на международном уровне и создавать собственные сети различных медиа.
— Вопрос о создании курдского государства сегодня как никогда актуален, — считает вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов. — Такая ситуация была создана не курдами, а другими державами, которые заинтересованы в перекройке границ в регионе. Вообще, на Ближнем Востоке государственные рубежи менялись много раз. Но вот государству курдов место не нашлось, хотя это многочисленный народ.
Сейчас Ирак может повторить судьбу Югославии и развалиться на несколько частей. Там курды уже получили автономию, причем контролируют нефтеносные районы. Сложная ситуация сложилась в Сирии, где курды выступили против боевиков. Тут они рассчитывают получить свое, торгуясь с правительством Асада. Крайне непросто в Турции: наступает конец длительной политики, проводимой со времен Кемаля Ататюрка. Турция пыталась интегрироваться в Европу, этим портили отношения с исламским миром. Но Запад Турцию не принимает. Поэтому в стране очень сложная социальная обстановка.
«СП»: — Выгодно ли России образование Курдистана?
— Запад предпринял немало шагов, чтобы курдский вопрос стал миной, которая подорвет государственность нескольких государств. Совершенно справедливые требования курдского народа о своей государственности используются для подрыва государственности других государств. Поэтому сам по себе курдский вопрос — это вопрос дестабилизации положения в регионе. Нам не выгодно, если будет напряженность у наших южных границ.
«СП»: — Разве нам не выгодно ослабление Турции, имеющей свои интересы на постсоветском пространстве?
— Сейчас идет борьба за Турцию с Великобританией и США. Турция — член НАТО и ищет защиту в этой организации. Вполне возможно, что турецкая проблема разрешиться с помощью очага конфликта, где будут задействованы войска НАТО. Для России опасно, если на южных границах будут воевать напрямую войска Запада.
Ведущий научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Владимир Сотников полагает, что на волне различных конфликтов Курдистан может появиться. Но неурегулированность ситуации на Ближнем Востоке не позволит государству курдов выжить.
— Уже было немало конференций по курдскому вопросу, подобных той, что будет 15 сентябре в Эрбиле. Но сейчас как никогда близко курды подошли к получению государственности. Естественно, построение государства — это вопрос не одного дня. И вряд ли вопрос решится на конференции, даже если она выработает какие-то новые подходы и примет какие-то документы.
Интересно то, что сегодня геополитически США выгодно, чтобы курды получили какую-то государственность. Для американцев курды один из ключиков к разрешению сирийской проблемы. От их позиции зависит ситуация в Турции, то есть курдов можно использовать. Иракскому руководству важна поддержка курдов в борьбе с джихадистами и другими группировками, которые воюют против правительства. Но всё это вовсе не означает, что курды получат свое государство.
«СП»: — Каким может быть Курдистан?
— Пока никто не может сказать, каким будет курдское государство. У курдов есть свои резоны на создание Курдистана. Но они сами не знают, как его создать, учитывая положение в Ираке, Сирии и близком Египте.
Надо понимать, что курдское государство имеет мало шансов на выживание, находясь на стыке интересов стран, на территории которых курды проживают.
Немаловажный момент — курдская проблема не решаема на уровне международных организаций. Даже если предположить, что большинство стран проголосуют за создание Курдистана, то решение еще должны одобрить в Совете Безопасности ООН. А кто поддержит это — совершенно непонятно. Поэтому я думаю, что конференция в Эрбиле не станет последней на эту тему.
Курдская проблема затрагивает интересы не только Ближнего Востока, но и вопросы геополитики. Хотя сами курды проживают на сравнительно компактной территории.
«СП»: — Как следует себя вести России в этой ситуации?
— Для нас это очень деликатный вопрос. Москва учитывает интересы тех стран, в которых живут курды. Мы учитываем интересы Турции, отношения с Ираком, партнерство с Сирией. Вряд ли Россия будет кардинально менять политику. Всё зависит от международной обстановки.
Россия дорожит репутацией, которая сложилась у нее на Ближнем Востоке. Участвовать в сомнительных играх мы вряд ли будем. Потому что нормальная прагматичная политика в регионе уже приносит пользу.
По данным переписи населения 2010 года, в России проживает 23 тысячи курдов. В интернете есть несколько русскоязычных курдских ресурсов.
— Российские курды внимательно следят за ситуацией в Курдистане, — говорит председатель Международного союза курдских общественных объединений Мераб Шамоев - И не только следят, но и налаживают связи со своими соотечественниками на исторической родине. В стороне от событий не остаются.
Представители российских курдов будут участвовать в конференции в Эрбиле. Туда приедут 600 делегатов из Сирии, Ирака, Турции, Ирана. Наши курды — это ученые, политики, будут там гостями.
Российские курды состоят в Национальном конгрессе Курдистана, созданном в Брюсселе.
«СП»: — Каковы политические настроения курдов? Есть ли общий идеологический вектор?
— Мы уже почти преодолели политические разногласия. У курдов есть национальная идея, что народ должен иметь все права, которыми пользуются другие народы. Российские курды поддерживают это устремление.
Все политические партии и движения курдов услышали призыв лидера Рабочей партии Курдистана Абдуллы Оджалана провести конференцию в Эрбиле.
Мы поддерживаем Оджалана в его стремлении миром решить вопрос с Турцией.
«СП»: — На ваш взгляд, возможно ли в ближайшее время появление курдского государства?
— Сегодня мы так вопрос не ставим. Государственность курдов сегодня выглядит утопией. Мы пока согласны на то, чтобы в законах стран проживания курды были прописаны. Возможно, вначале Курдистан будет федерацией, конфедерацией. А дальше посмотрим.
«СП»: — Есть ли у курдов цель собрать всех соплеменников на исторической родине?
— Такая цель не ставится. Каждый живет там, где хочет. Российские курды живут в России очень долго. Мы — граждане Российской Федерации, во всех вопросах поддерживаем Россию, ее руководство. С другой стороны, мы помним о своих корнях и будем поддерживать своих соотечественников в решении вопроса национального определения.
«СП»: — С чем связано, что курдское национально-освободительное движение вооружилось светской идеологией, а не подняло знамя, к примеру, ислама?
— Мы придерживаемся идеологии социализма. Эту идею социализма разрабатывал сам Оджалан. А под религиозным знаменем объединить сложно. У курдов много религий. Есть сунниты, есть шииты, есть езиды, есть христиане, алевиты, иудеи. Выдвигать вперед одну из религий было бы неверно.
Тем более, мы знаем, что курдов разъединили именно мусульманские государства.
«СП»: — Как курды оценивают позицию России по ситуации в регионе?
— Нам отрадно видеть, что МИД России на протяжении большого времени делал заявления в пользу курдов. На конференции Женева-2 по сирийскому вопросу по настоянию России в качестве третьей силы будут участвовать представители курдов.
Без учета курдского фактора на Ближнем Востоке не решить ни одной проблемы. И о многом говорит, что против международной конференции не выступают ни Турция, ни Сирия, ни Ирак, ни Иран. Представители этих государств тоже будут на конференции.
«СП»: — В самом Курдистане знают о России?
— О России знают, очень интересуются ей. Традиционно между курдами и Россией складывались дружественные отношения. Всегда курды с огромной симпатией относились к русскому народу. Курды считают, что именно Россия может сыграть позитивную роль в решении курдского вопроса. Потому, что курды доверяют России, а не Западу.