
В минувшие выходные США предприняли шаги, которые, по мнению многих экспертов, способны спровоцировать войну на Корейском полуострове. Представитель администрации Барака Обамы сделал заявление о том, что Вашингтон не будет препятствовать нанесению Японией превентивного удара по ядерным объектам КНДР, а также поддержит совершенствование сил, предназначенных для повышения мощи такого удара. Впервые после окончания второй мировой войны Стране Восходящего Солнца дан зеленый свет для новой волны милитаризации. Другой шаг в том же ключе — созыв на 16 июня в Вашингтоне саммита президентов США и Южной Кореи для обсуждения положений, обеспечивающих прикрытие Южной Кореи американским «ядерным щитом». Ожидается, что Барак Обама подпишет письменное обещание США по этому вопросу. Насколько опасны для мира такие шаги? Об этом корреспонденты «СП» побеседовали с президентом Академии геополитических проблем генерал-полковником Леонидом Ивашовым.
«СП»: — Новые шаги администрации США на фоне «горячей» информации об испытаниях в КНДР ядерного оружия и готовящемся очередном запуске баллистической ракеты выглядят вполне логично. Как вы считаете?
— Не следовало бы нагнетать вокруг ядерного оружия Северной Кореи таких страстей. Тут явно просматривается принцип «Держи вора!» Американцы сами создают угрозу ядерной войны в регионе, но раскручивают пропагандистские кампании вокруг КНДР. Мировые СМИ дают слово только США. Северокорейскую сторону демонизируют, представляют в идиотическом виде. А давайте попробуем выслушать и Ким Чен Ира. Может быть, найдем в его доводах хотя бы крошечное рациональное зерно.
«СП»: — Давайте попробуем. Какое рациональное зерно в испытаниях бомб и ракет?
— Это реакция на не желание США и мирового сообщества по-настоящему обсуждать угрозы, которые сложились на Корейском полуострове вообще, и в отношении КНДР, в частности. Ведь Ким Чен Ир несколько раз предлагал на солидном мировом уровне обсудить проблемы ядерного оружия на Корейском полуострове. Эти предложения проигнорированы. Между тем, Ким Чен Ир не раз заявлял, что условием прекращения его ядерной программы является удаление ядерного оружия с Корейского полуострова. Как только американцы уберут свои ядерные устройства из Южной Кореи, а так же будут созданы международные гарантии безопасности Северной Кореи, так сразу Пхеньян откажется от разработки ядерного оружия. Ни того, ни другого никто даже обсуждать не хочет. Естественно, Ким Чен Ир не желает оказаться в роли Хусейна или Милошевича, а страну оставить на произвол американской военщины. Он загнан в угол, и единственный шанс заставить США оставить страну в покое — создать ядерное оружие. Ким Чен Ир пытается использовать этот шанс.
«СП»: — Разве США имеют ядерное оружие на Корейском полуострове?
— В этом не сомневается ни один серьезный аналитик, хотя западная пресса предпочитает молчать на эту тему. Но проговариваются сами политики. В октябре 2003 года тогдашний шеф Пентагона Дональд Рамсфельд во время визита в Сеул заявил: «Южная Корея превратилась в плацдарм для ядерной атаки и самый большой склад ядерных ракет на Дальнем Востоке». Для дезинформации мирового общественного мнения давление на КНДР объясняется, якобы, заботой о необходимости установления безъядерного статуса Корейского полуострова. Но, до создания КНДР своего атомного оружия Корейский полуостров давно утратил статус безъядерного в силу того, что на американских военных базах в Южной Корее находится такое количество ядерного оружия, что его вполне достаточно, чтобы взорвать планету несколько раз. К тому же, США не собираются уходить с Корейского полуострова, покидать территорию Южной Кореи или даже вывозить своё ядерное оружие со своих военных баз. Поэтому сама постановка вопроса в отношении КНДР лицемерна. Мы, США, за тысячи миль от своей территории имеем право держать в боевой готовности ядерное оружие, а вы, КНДР, на собственной территории не достойны даже пытаться его создавать для своей защиты. При таком варварском уровне международных отношений военные конфликты и даже войны просто неизбежны.
«СП»: — Имеется ли какой-либо международный документ, позволяющий США держать оружие на Корейском полуострове?
— Нет. На встрече лидеров США и Южной Корее 16 июня только планируется подписать какую-то договоренность о защите Южной Кореи при помощи американского ядерного оружия. Правда, пока неясно, в какой форме будет зафиксировано это обязательство.
«СП»: — Ваши прогнозы на ближайшее будущее?
— Ничего хорошего ждать не приходится. Японии развязаны руки для «превентивной» агрессии и для перехода к регулярной армии, что было запрещено международными итоговыми документами после второй мировой войны. КНДР загнана в угол. США жаждут войны для спасения своей экономики, погибающей от передозировки долларовой наркоты. На повестке дня — бойня.
Из досье «СП»:
Расклад сил в регионе
Здесь четыре страны обладают ракетными и ядерными технологиями — США, Россия, Китай и КНДР. По своему потенциалу Япония близка к этим технологиям.
Россия
Российская группировка включает силы Дальневосточного военного округа и Тихоокеанского флота. Состав: 2 армии, 1 корпус, 10 мсд, 3 укреп. района, 3 арт. дивизии, 9 бригад. Вооружение: 3900 танков, 6400 БТР и БМП, 3000 арт. систем, 54 отряда ВВС и ПВО — 345 авиамашин. Вооружение Тихоокеанского флота: подводных лодок 24; надводных кораблей — 71. На острове Сахалин дислоцируется штаб 58 армейского корпуса, 33 мотострелковая дивизия, отдельный вертолетный полк, 166 полк связи и отдельный инженерно — саперный полк. На Итурупе — 97 отдельная береговая арлиллирийская батарея.
КНДР
Группировка КНДР насчитывает 847 тыс. личного состава, 2770 танков; 2440 бронетранспортеров; 646 боевых самолетов; 86 боевых кораблей, в том числе 51 подводную лодку.
КНР
На территории Шеньянского военного округа КНР размещаются 4 полевых армии в составе 10 пехотных и 2 танковых дивизий, которые насчитывают 250 тыс. человек. Эта гремучая смесь в совокупности является крупнейшей воинской группировкой в мире.
Южная Корея, Япония и США
Военные американские базы размещаются на территории Южной Кореи с 1953 года. На Корейском полуострове дислоцируется около 30 тысяч американских военнослужащих. 4 февраля 2009-го была опубликована новая доктрина обороны Южной Кореи, в которой говорится, что США готовы дополнительно отправить 690 тысяч своих военнослужащих и 2 тысячи боевых самолётов, «если на Корейском полуострове вспыхнет война».
На территории Японии размещено множество американских военных баз вместе с ядерным оружием. Военное присутствие США в Японии стало постоянным с 1953 года, хотя двустороннее соглашение о размещении военных баз было подписано с Японией в 1980 году.
В группировке США, Японии и Южной Кореи около одного миллиона бойцов. Танков около 3,5 тысяч; боевых самолетов около тысячи; более 200 вертолетов; надводных кораблей -102; подводных лодок -14.
На острове Хоккайдо дислоцируется японская Северная армия в составе трех пехотных и одной танковой дивизии, в которых насчитывается: личного состава 45300 человек; 558 танков; 489 бронетранспортеров. Группировку авиации и ПВО на острове составляют части Северного авиационного направления — около 80 боевых самолетов и два зенитно-ракетных дивизиона.
Япония усиленно создаёт противоракетную оборону (ПРО). На создание первой очереди собственной ПРО Токио намерен затратить в ближайшие 5 лет около 5 миллиардов долларов. Японские корабли оснащены американскими ракетами «Иджис», способными сбивать баллистические ракеты в верхней точке траектории. На суше будут развёрнуты 4 батареи закупленных у США зенитных комплексов «Пэтриот», их последняя модификация ПАК-3.
Согласно новой военной доктрине «Основные направления» войска с острова Хоккайдо потихоньку передислоцируются на китайское и северо-корейское направление. Остающиеся на северном японском острове подразделения станут ядром сил, предназначенных для участия в многосторонних операциях за рубежом под руководством ООН и США — по типу военной кампании в Ираке.
Идут переговоры с США о создании на Дальнем Востоке полномасштабной многослойной ПРО с компонентами космического базирования и наведения.
По состоянию на начало 2009 года наземный эшелон ПРО Японии включал восемь зенитных ракетных комплексов «Пэтриот» ПАК-3 (дальность перехвата баллистических целей до 25 км на высотах до 15 км). Четыре этих ЗРК, входящих в состав 1-го отдельного зенитно-ракетного дивизиона, зоной ответственности которого является Столичный район, развернуты на авиабазе Ирума (30 км северо-западнее Токио). Другие четыре ЗРК, входящие в состав учебного зенитно-ракетного дивизиона, развернуты на авиабазе Хамамцу.
К середине 2010 года предусмотрено довести количество развернутых ЗРК «Патриот» ПАК-3 до 16, что, по расчетам японских военных специалистов, позволит в совокупности с морским эшелоном ПРО организовать противоракетную защиту основной части территории страны. Дополнительные восемь ЗРК «Патриот» ПАК-3 намечены к развертыванию в составе 4-го отдельного зенитно-ракетного дивизиона (авиабаза Гифу) и в составе 2-го отдельного зенитно-ракетного дивизиона (авиабаза Касуга).
В составе морского эшелона ПРО Японии на сегодня — два эсминца типа «Конго», оснащенных доработанной под задачи ПРО многофункциональной системой управления оружием (МСУО) «Иджис» и противоракетами «Стандарт-3» модель 1А (дальность перехвата баллистических целей до 300 км на высотах 70−250 км).
Оснащенный системой Aegis эсминец 7-й флотилии США «Кертис Уилбор» несет дежурство в Японском море, что стало первым этапом развертывания американской глобальной системы ПРО. Другие два военных корабля, которым также предстоит выйти в море, пока остаются в порту военно-морской базы Йокосука (Yokosuka) к югу от Токио. Йокосука является базой 7-й флотилии ВМС США, крупнейшей и единственной частью всего американского флота, расположенной за пределами страны. По оценкам военных, эта база находится в пределах досягаемости северокорейских ракет.