По мнению заместителья директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, отсутствие представителей Украины во время переговоров России и ФРГ по вопросам транзита газа после 2024 года, вполне оправдано: «Причем тут водитель грузовика, на котором товар от продавца к покупателю будет путешествовать?».
Ранее сообщалось, что вице-премьер Александр Новак провел переговоры с уполномоченным правительства ФРГ по вопросам транзита газа через Украину Георгом Графом Вальдерзее. «В ходе рабочей встречи обсуждалась возможность использования украинского транзитного маршрута после 2024 года [когда истечет срок действующего соглашения]. Стороны договорились продолжить соответствующие консультации», — говорится в сообщении правительства.
Как указывает Владимир Жарихин, киевским властям не стоит переживать за сохранение транзита российского газа.
«Украина объявила себя великой сельскохозяйственной державой. Кроме того, как они говорят, у страны есть другие источники доходов. Помимо этого, у них есть друзья за океаном, которые „всегда помогут“ — как они говорят. Вот пусть и помогают», — отмечает он.
Вместе с тем, замдиректора Института стран СНГ даже не сомневается, что и после 2024 транзит через Украину будет, поскольку он в интересах самой России.
«Если отставить в сторону неминуемую политизации, то задачи России была, и она, наконец, выполнена, — „Северный поток-2“ достроен и скоро будет запущен. Ресурсы транзита российского природного газа по определению больше, чем предполагаемый в обозримом будущем реальный транзит. А это позволит нашей стране не иметь транзитного монополиста, который мог бы вздувать цену, пользуясь своим положением. Ни Украина, которая часто пыталась это делать, ни Болгария и Турция, через которые идет „Южный поток“, ни Германия, через которую идут „Северные потоки“», — указывает эксперт.
По мнению Владимира Жарихина, учитывая резерв транзитных мощностей, Россия получила возможность торговаться с транзитерами.
«Транзитерам придется осознать, что если они слишком высоко задерут цену, то Россия изменит направление своего транзита. И именно поэтому для России необходимо сохранение и украинского транзита, чтобы этот резерв был. Это Украина безумно политизирует ситуацию со своим тразитом, пытаясь, если не экономическим способом, то политическим, все равно остаться транзитным монополистом», — подчеркивает эксперт.