Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Происшествия / Аварии
18 августа 09:06

Россия вровень с Эритреей и Бутаном: Сколько нам осталось летать без риска для жизни

Россия получила «красный флажок» ИКАО, полеты в стране признаны небезопасными

7574
На фото: российский ближнемагистральный пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100/Сухой Суперджет 100) .
На фото: российский ближнемагистральный пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100/Сухой Суперджет 100). (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)
Материал комментируют:

Признайтесь честно: вы боитесь летать или нет? Если опасаетесь, то только ли из-за обычных «авиастрахов»? Или есть неуверенность в надежности лайнеров? Наверное, и то, и другое. Между тем, за последние 20 лет у нас даже не появилось программы безопасности полетов, которая должна соответствовать рекомендациям ИКАО.

Когда мы возродимся как авиационная держава и не будем зависеть от импорта? Когда станут надежными отечественные авиадвигатели? Почему наши специалисты знакомы с зарубежными авиационными правилами лучше, чем с российскими?

О состоянии отечественного авиапарка, его безопасности и перспективах российской авиации рассказал эксперт Международного консультативного агентства «Безопасность полетов» и основатель сервиса RunAvia Андрей Патраков.

«СП»: Международная организация гражданской авиации ИКАО признала безопасность полетов в нашей стране неудовлетворительной и выставила красный флажок. Так сколько еще нам осталось летать без риска для жизни?

— Я считаю, что полеты должны быть безопасными в любом случае. Если они считаются небезопасными, надо останавливать полеты. Потому что летать с неприемлемым риском безопасности полетов — это как русская рулетка. Думаю, нам осталось всего пять лет, и после этого поломки посыплются лавинообразно, и о безопасности полетов можно будет забыть раз и навсегда.

Если мы не сможем перейти на отечественные самолеты, то западные самолеты без должной поддержки действительно начнут выходить из строя быстрее, чем это происходит уже сейчас.

Прямые ссылки передачи в VK, RUTUBE, YouTube.

Смотрите все передачи СП-ТВ


«СП»: Поясните, что это за красный флажок, который выставила ИКАО? И много ли стран, у которых есть такие красные флажки?

— Флажок — это метка, которая говорит о том, что уровень безопасности полетов в данной стране неудовлетворительный. До этого она была только у двух стран — Бутана и Эритреи — стран, мягко говоря, не самых развитых в том числе в области авиации. И вот, к сожалению, нас тоже внесли в этот список в связи с неудовлетворительным уровнем безопасности полетов.

Читайте также
Отлетались: Как похоронили программу "1000 самолетов" Отлетались: Как похоронили программу «1000 самолетов» Мы — авиационная держава, но проблему с авиадвигателями почему-то не можем решить с царских времен

«СП»: О происшествиях, связанных с нашим авиапарком, мы узнаем едва ли не каждую неделю. 1 августа в аэропорту Анталии «Боинг», летевший в Петербург, на борту которого было 145 пассажиров, был вынужден совершить вынужденную посадку из-за того, что отказал двигатель. Кстати, что там произошло? Отказал один двигатель или оба?

— Нет, слава богу, отказал один двигатель. В случае отказа обоих двигателей это была бы очень опасная ситуация, и с большой вероятностью все могло закончиться катастрофой. Отказы двигателей — это не рядовое событие, но, к сожалению, в России они происходят все чаще. Двигатель просто наиболее чувствительная часть самолета, дорогая, сложная в обслуживании.

«СП»: Когда с нашим самолетом случается какая-то неполадка за рубежом, нам кто-то помогает?

— Находясь за рубежом, мы автоматически попадаем под санкции. Даже местные службы в Турции сразу рискуют попасть под вторичные санкции и потому не помогают. То есть мы остаемся без поддержки. Чтобы решить этот вопрос, нужно пригнать либо запасной борт, либо отдельно привезти запчасти и там проводить ремонт. 1 августа вышедший из строя лайнер заместили резервным, а самолет оставили для ремонта после того, как будут доставлены запчасти.

«СП»: А если с зарубежным самолетом случается какая-то неполадка у нас в стране, мы помогаем или нет?

— Здесь зависит уже от того, какими возможностями мы располагаем. Если взять, опять же, двигатель, это очень сложная часть. Вариант есть — везти его к изготовителю.

«СП»: Вообще число авиапроисшествий в нашей стране, связанных с нашим авиапарком, зашкаливает. По данным Межгосударственного авиационного комитета, только за 2023-й год в нашей стране произошло 21 авиапроисшествия, которое привело к гибели 24 человек. А существуют ли сегодня вообще гарантии безопасности в нашей гражданской авиации?

— Когда мы говорим про Россию, про нашу страну, к сожалению, у нас даже вот этот уровень приемлемого риска не установлен. А ведь это конкретные значения. За последние 20 лет у нас не было программы, которая по-хорошему должна быть в соответствии с рекомендациями и обязательными требованиями Международной организации гражданской авиации — ИКАО. И вот этот уровень не установлен. В России на сегодня нет этого уровня безопасности, на который надо ориентироваться.

Итогом этого стало то, что за 20 лет Россия действительно поставила мировой антирекорд по числу жертв в катастрофах.

«СП»: А кто у нас за установление этого уровня безопасности отвечает?

— Авиационные власти — Минтранс, Росавиация.

«СП»: Давайте теперь перейдем к конкретным самолетам. Я знаю, что наибольшее количество авиапроисшествий связано с «Суперджет 100». Последнее авиапроисшествие произошло 12 июля, «Суперджет» рухнул под Коломной. Эксперты подсчитали, что к 2030 году из-за поломок этих самых «Суперджетов» их останется у нас всего 28 штук. Расходы на ремонт одного «Суперджета» обходится в 220 миллионов рублей. Не проще ли просто поставить все эти «Суперджет» к забору и сосредоточить усилия на других самолетах?

— У «Суперджета» ситуация хуже всех. Вроде самолет отечественный — с формальной точки зрения, а двигатель российско-французский. Санкции ударили по «Суперджету» больше, чем по «Боингу» и «Эрбасу». На «Суперджет» есть только уникальные поставщики. И вот у них сейчас ограничили работу в России, они сами ушли, и поэтому запчасти для него достать стало намного сложнее.

Ближнемагистральный пассажирский лайнер Sukhoi Superjet 100 стал первым серийным гражданским самолетом, созданным в России после распада СССР. С начала эксплуатации корпорация "Иркут" выпустила 230 воздушных судов с учетом опытных, а общий налет парка SSJ-100 превысил 1 347 700 летных часов (по состоянию на 2023 год). Самолет оснащен цифровой электродистанционной системой управления (fly-by-wire), в том числе разработанной для предотвращения выхода за пределы параметров полета. Она также позволяет снизить нагрузку на экипаж и обеспечить максимальную топливную эффективность. В зависимости от модели максимальная дальность полета базовой конфигурации может составлять до 4 320 км, а взлетная масса — до 49 450 кг. Пассажирская вместимость — 103 кресла.
Ближнемагистральный пассажирский лайнер Sukhoi Superjet 100 стал первым серийным гражданским самолетом, созданным в России после распада СССР. С начала эксплуатации корпорация "Иркут" выпустила 230 воздушных судов с учетом опытных, а общий налет парка SSJ-100 превысил 1 347 700 летных часов (по состоянию на 2023 год). Самолет оснащен цифровой электродистанционной системой управления (fly-by-wire), в том числе разработанной для предотвращения выхода за пределы параметров полета. Она также позволяет снизить нагрузку на экипаж и обеспечить максимальную топливную эффективность. В зависимости от модели максимальная дальность полета базовой конфигурации может составлять до 4 320 км, а взлетная масса — до 49 450 кг. Пассажирская вместимость — 103 кресла. (Фото: Мария Пантюхина, Анастасия Мельникова, Дарья Ястребова/ТАСС)

«СП»: Мы наладили параллельный импорт, но вот по последней инсайдерской информации, как я слышала, многие авиаторы жалуются, что по параллельному импорту начали поступать не очень качественные детали, иногда просто б/у. Это действительно так?

— К сожалению, есть такая тенденция. Выбора у нас мало, постоянно идет борьба с этим «серым импортом». И когда каналы поставок ограничены, а спрос большой, эти недобросовестные поставщики начинают говорить: «Берите то, что есть, либо у вас ничего не будет».

«СП»: А если самолету требуется какой-то серьезный ремонт — кто, где и когда нам в этом помогает, да и помогает ли?

— Вот тут можно привести в пример практику, которая была с самолетом «Эрбас» Аэрофлота, который больше года стоял в Иране на обслуживании. Пытались провести работы, которые уже в России нельзя сделать. И в итоге этот самолет вернулся в Россию. По мнению некоторых специалистов, там до сих пор не все, что нужно довести до ума, отремонтировали.

«СП»: Россия, в отличие от Ирана, все же авиационная держава. И я думаю, что наш выход — это начинать срочно делать свои запчасти. Кстати, делают ли сейчас — где, как? Если это военная тайна, хотя бы намекните.

— Все сложные запчасти, например, какая-нибудь лопатка двигателя и некоторые другие детали, их действительно сложно изготовить, чтобы она была хотя бы не сильно хуже оригинала. Просто мы неадекватно оценили ситуацию, думали, что завтра у нас все будет.

Читайте также
Можно ли превратить рупию в деньги? Саудиты сумели Можно ли превратить рупию в деньги? Саудиты сумели Преодоление торговых барьеров: Россия и Индия думают над базовым обменным курсом

«СП»: Скажите, когда у нас, наконец, появятся собственные наши российские самолеты? Вот Минпромторг обещает, что в 2025 году появится аж 40 собственных бортов. Вы верите в эту цифру?

— К сожалению, нет. Обещали сначала МС-21 в 2017 году, сейчас у нас лето 2024-го — и до сих пор одни обещания, что он «будет завтра». К сожалению, в них верить уже сложно. Объективно есть причины. Сейчас это те компоненты, те запчасти, которые у нас отсутствуют для иностранных самолетов.

«СП: В чем причина сдвига выпуска самолетов? Давайте не бояться называть организации, структуры и фамилии людей, которые в этом виноваты.

— Непосредственно промышленность у нас, по крайней мере, до последних изменений в составе правительства, курировал нынешний вице-премьер Мантуров.

За транспортную часть со стороны Минтранса, в том числе безопасность полетов по линии Росавиации, отвечал у нас господин Савельев. Вот сейчас оба уже занимают другие посты, как минимум на ступеньку выше. А по факту изменений в результате их деятельности я пока никаких не увидел.

Мне кажется, здесь принципиальная была ошибка на уровне стратегического планирования. Была сделана гипотеза на основании нереальных планов, что у нас завтра все будет, и мы не занимались поддержанием летной годности того, что у нас есть. В итоге живем с риском остаться у разбитого корыта. У нас нет своих собственных самолетов. И в ближайшее время не будет.

«СП»: Недавно услышала, что у нас в ближайшее время число летчиков может сократиться в два-три раза. Авиапарк сокращается, летчики уходят в другие авиакомпании, в том числе и западные. На оставшихся нагрузка возрастает, при этом зарплаты не растут. Аэрофлот, естественно, все это опровергает и говорит, что летчиков у нас достаточно, проблем нет. Так что все-таки у нас с летчиками?

— Авиапарк сокращается, нагрузки растут. Когда происходит пик налета, 90 часов в месяц, переходить этот барьер опасно.

Если пилот устал, он может принять небезопасное решение, это все повлияет на полеты. В итоге пилоты пытаются уехать на рубеж и там хотя бы продолжить свою практику. Может быть, они с удовольствием вернутся к нам в Россию, когда они будут здесь востребованы.

«СП»: Что будет с ценами на авиабилеты? Обещали рост в 15%, сейчас он уже превысил 20%, но и это не предел. Ваш прогноз.

— Рост цен на авиабилеты будет до 40%. И здесь факторов очень много. Это и запчасти, недавно керосин авиационный достиг на бирже максимального значения по цене. А это очень большая составляющая в стоимости полета. И вот эти все проблемы, они лечатся в основном деньгами. И чем больше проблем, тем дороже стоит это лечение.

Последние новости
Цитаты
Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Алексей Зубец

Социолог, историк

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня