Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Суперджету не место в небе: Единственный массовый наш авиалайнер — летающая «русская рулетка»

Россия — единственная страна мира, которая не отказалась от заведомо аварийного самолета и возит на нем людей

25362
На фото: самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании "Россия"
На фото: самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Россия» (Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС)
Материал комментируют:

Авиаинциденты, связанные с Superjet 100, происходят уже едва ли каждый день.

25 февраля экипаж самолета RRJ-95 авиакомпании «Россия» сообщил в аэропорт «Шереметьево» о прерванном взлете по причине отказа вычислительной системы. Командир корабля принял решение о возврате на место стоянки. Самолет должен был следовать по маршруту Москва (Шереметьево) — Нижнекамск (Бегишево).Об этом сообщает телеграм-канал «Авиаинцидент».

В тот же день, 25 февраля, после взлета RRJ-95 было принято решение о возврате самолета в аэропорт Сочи (Адлер). Причина — проблемы с механизацией крыла. Командир корабля доложил об отсутствии сигнализации положения закрылков. Самолет должен был следовать в Дубай, он принадлежит авиакомпании «Россия».

Читайте также
Послать «Боинг» подальше – это красиво и приятно, но пока рано Послать «Боинг» подальше — это красиво и приятно, но пока рано В перспективе нам надо иметь и собственные самолеты, но авиастроение сегодня завязано на международное сотрудничество

Это уже 7-й с начала года инцидент с Superjet-100. Днем ранее Sukhoi Superjet 100, выполнявший рейс из Екатеринбурга, штатно сел в аэропорту «Шереметьево» c неисправностью в системе радиолокации.

2 февраля Superjet 100 авиакомпании «Азимут», следовавший рейсом из Тбилиси в Санкт-Петербург, совершил вынужденную посадку в аэропорту Пулково. По информации авиакомпании, сработала сигнализация о неисправности на борту — перед посадкой у лайнера возникли проблемы с двигателем. Никто из пассажиров и экипажа тогда не пострадал.

Недостатки Superjet 100 давно и хорошо известны. Тем не менее отказываться от этих машин наши авиакомпании не собираются. Почему это происходит и каковы перспективы эксплуатации аварийных «Суперджетов»? С таким вопросом мы обратились к заслуженному летчику СССР, руководителю Общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора Олегу Смирнову.

— Авиационные власти говорят, что «Суперджет-100» — это якобы «единственный отечественный самолет», который сейчас находится в эксплуатации. Хотя двигатель на нем российско-французский, во многом не идеальный, он нуждается в замене.

Вообще, если разбираться, SJ-100 никакая не отечественная разработка, он на 85% состоит из западных комплектующих.

И сейчас, когда пошли отказы в техобслуживании, запчасти по параллельному импорту стало доставать все сложнее, а те, которые приходят, не всегда идеальны, с самолетом начались большие проблемы. Отечественный двигатель ПД-8, предназначенный для Superjet-100, еще не сертифицирован.

«СП»: Много ли «Суперджетов» сейчас в нашем авиапарке и насколько чувствительно будет, если они начнут постепенно выходить из строя? Впрочем, это уже происходит…

— Сейчас в российском авиапарке около 100 «Суперджетов». Соответственно, чтобы они летали без риска, необходимо произвести около 200 двигателей ПД-8.

Но в короткие сроки эта проблема решена быть не может. Показательно, что этот самолет не хотят брать ни в одной стране мира. Ни одна авиакомпания планеты! А мы регулярно возим на нем людей.

«СП»: Помнится, после крушения Boeing 737 MAX в Индонезии осенью 2018 года, а затем в Эфиопии 10 марта 2019 года, в результате чего погибли 157 человек, концерн решил приостановить выпуск самолетов этой самой продаваемой серии. Запреты на полеты Boeing 737 MAX обошлись компании в $4,9 млрд. У нас были приняты какие-то аналогичные меры, хотя бы после катастрофы в «Шереметьево» в мае 2019 года, в результате чего погиб 41 человек?

— Скажу больше: после аварий Boeing 737 президент США отстранил от должности руководителя Федеральной авиационной службы, лишилось постов все руководство «Боинга». У нас же после авиакатастрофы Sukhoi Superjet 100 в 2019 году под суд пошел лишь командир корабля. Нашли крайнего.

Но именно тогда был выявлен важный недочет в конструкции этого самолета: на одном ланжероне крепились топливный бак и шасси. При грубой посадке это может привести к возгоранию бака с топливом, что и произошло в «Шереметьево» в мае 2019-го. Но полеты прекращены не были. Насколько я знаю, было лишь дано негласное указание командирам корабля избегать грубой посадки.

Но не все зависит от пилота. Могут вмешаться объективные факторы: например, боковой ветер, могут быть, в конце концов, ошибки пилотирования. Так что любой полет на Sukhoi Superjet 100 — это риск.

Но полеты продолжаются, скажу больше, на Superjet -100 приходится сегодня до 10% авиаперевозок. Если остановить их полеты и поставить все «Суперджеты» к забору — это будет существенным ударом по российской гражданской авиации.

«СП»: Есть ли надежда на то, что недочеты в Sukhoi Superjet 100 будут устранены? Кто-то работает над этим?

— В ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация), которая объединила почти все ведущие КБ России и где сосредоточено основное финансирование, пока только отчитываются. Когда будет сертифицирован российский двигатель ПД-8 для «Суперджетов», никто не знает. Но ведь после этого должны еще пройти летные испытания. Об устранении конструктивного недочета пока никто не отчитывался. И выходит, что каждый полет на Sukhoi Superjet 100 — это «русская рулетка».

Читайте также
Неужели? Экономисты выяснили, что каменноугольный период уже закончился Неужели? Экономисты выяснили, что каменноугольный период уже закончился Есть ли перспективы у угля — или мир ставит на другие источники энергии?

Перечень аварий и неполадок Superjet 100 составляет длинный список. Если полеты на этом самолете столь рискованны, почему мы до сих пор не отказываемся от него? С таким вопросом мы обратились к основателю сервиса безопасности полетов RUN AVIA Андрею Патракову.

— Авиационные эксперты давно говорят о технических проблемах с бортами Sukhoi Superjet 100. Чтобы полностью приостановить полеты этих самолетов, нужно политическое решение, но его нет. Пока все идет к тому, что парк Superjet 100 будет сокращаться, темпы выбывания «Суперджетов» намного больше, чем темпы выбывания «Боингов» и «Эрбасов». На сегодня сертификаты летной годности имеют всего около ста Superjet 100, хотя выпущено их было более 200. И именно Sukhoi Superjet 100 на сегодня — лидер по отказу запчастей.

«СП»: Есть ли на сегодня, чем заменить аварийные «Суперджеты»? Или вся надежда на старые «Боинги» и «Эрбасы»?

— Конечно, в таких условиях Superjet 100 давно пора выводить из эксплуатации. Нам обещают который год, что на подходе отечественный МС-21. Действительно, для него сертифицирован отечественный двигатель ПД-14, но МС-21 пойдет в серию только после того, как изделие будет сертифицировано вместе с двигателем, после летных испытаний.

Из-за санкций мы изготовили крыло этого самолета из отечественных материалов, в результате самолет стал тяжелее, а это значит, что он не может быть рассчитан на большое количество пассажиров и летать на большие расстояния. Сейчас в ОАК работают над МС-21 с другими характеристиками, но о весомых результатах пока не известно.

«СП»: Boeing решил вернуться в Россию. Может быть, это как-то поправит положение?

— Честно говоря, это единственный выход для нашей гражданской авиации на сегодня. Во-первых, купить «Боинги», даже новые, дешевле, чем дорабатывать проблемный самолет МС-21. Не известно, сколько времени на это уйдет. Думаю, что вслед за «Боингами» на российский рынок вернутся и «Эрбасы». Есть информация, что там обсуждают снятие санкций, поскольку опасаются, что с авиарынка их вытеснит Boeing.

«СП»: Ну, а что будет с нашим отечественным авиапромом? Он будет развиваться дальше или можно ставить точку?

— Мы только начали поднимать наш авиапром, и ситуация с санкциями, думаю, должна заставить задуматься наши авиационные власти о том, что при нынешней нестабильной геополитической ситуации без развития отечественного самолетостроения мы можем в какой-то момент снова зайти в тупик.

Последние новости
Цитаты
Александр Снегуров

Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, кавалер медали «Патриот России», профессор МГПУ

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня