Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Коллапс в столичных аэропортах: с «Ковром» в небе безопасно, но проблема не только в атаках украинских дронов

Олег Смирнов: У авиаперевозчиков есть тормоз — лимит использования посадочных полос

4771
Коллапс в столичных аэропортах: с «Ковром» в небе безопасно, но проблема не только в атаках украинских дронов
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Материал комментируют:

За статьями об авиаколлапсе, опубликованными в «Свободной Прессе», последовала отставка министра транспорта Романа Старовойта. К настоящему моменту ограничения в работе аэропортов в Центральной России привели к отменам и задержкам уже как минимум 500 рейсов.

Самый проблемный хаб — Шереметьево. Здесь попали в засаду пассажиры порядка двухсот рейсов. Парализовано воздушное сообщение между Петербургом и Москвой. Из 52 рейсов после полудня три десятка отменены, девять задержаны.

Почти 50 отменены или задержаны во Внуково. Обещали перевезти пассажиров из Москвы в Петербург на широкофюзеляжных самолетах, но скопились огромные очереди.

Из Пулково не смогли вылететь по расписанию или отменены около сотни рейсов, порядка 30 — в Сочи. Авиакомпании обещают пассажирам обслуживание по нормам Федеральных авиационных правил и просят следить за табло.

Читайте также
По «птахам Мадьяра» – из лазерной пушки По «птахам Мадьяра» — из лазерной пушки В поиске средств борьбы с украинскими дронами сверкнул луч надежды

Задержки и отмены рейсов сегодня повлияли на планы как минимум 75 тыс. пассажиров. Аэропорты других регионов, в частности, Храброво в Калининграде, просят пассажиров внимательно следить за изменениями в расписании. То же касается воздушных гаваней Екатеринбурга, Казани, Самары.

Несмотря на шатдаун в авиаперевозках, билеты на поезда из Москвы в Петербург, как ни странно, пока есть. Стоимость самых дешевых на сегодня — от 5000 рублей.

Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов напоминает, что мы вынуждены время от времени объявлять план «Ковер» из-за атак украинских дронов:

— Чтобы обезопасить пассажиров, принимается единственно правильное решение: на тот момент, когда появляются эти угрожающие безопасности объекты, полеты прекращать. Столкновение с ними может привести к самым негативным последствиям.

Мы, авиаторы считаем, что главная потерпевшая сторона — пассажиры. К их нуждам все авиакомпании и аэропорты относятся с пониманием. Стараются по мере возможностей минимизировать неудобства, которые принесла ситуация. Но от этого страдают в экономическом плане и сами авиакомпании с аэропортами.

«СП»: Общий ущерб по стране за двое суток, по оценкам экспертов, может достичь 20 млрд рублей.

— Массовые уходы на запасные аэродромы из трех аэропортов воздушной зоны Москвы: Шереметьево, Внуково, Домодедово — это огромные дополнительные расходы на керосин, на моторесурс.

Плюс траты на содержание пассажиров, их питание, проживание. Это большие сложности для аэропортов, потому что они рассчитаны на определенное количество людей и объемов багажа.

Когда всё это увеличивается в разы, пассажиропоток требует дополнительного обслуживающего персонала, оборудования и больших расходов.

«СП»: СВО началась не вчера. Почему именно сейчас такая массовая отмена и перенос полетов?

— ВСУ получилось преподнести нам «сюрприз», в массовом порядке «закрыть» почти все аэропорты Московской зоны, Петербург, ещё ряд городов.

Самолеты разлетелись куда-то на запасные аэродромы. И для того, чтобы выполнять плановые рейсы из Шереметьево, Домодедово, Внуково… просто бортов не было в наличии! Все на запасных аэродромах. Негодяи добились своей цели.

«СП»: Очень много запустили дронов?

— Причём одновременно! Конечно, большая их часть сбивалась при подлете к Москве и Питеру, но некоторые — появлялись в районе аэропортов. Запускали не с Украины, а чуть ли не из соседнего двора.

«СП»: То есть работали диверсанты?

— Повторяю, безопасность пассажира — главное. Прошу всех с пониманием относиться к этому временному явлению. Мы продолжим полеты, постараемся проводить их строго по расписанию.

Между Питером и Москвой очень хорошо налаженные транспортные связи, в том числе авиационные, но массовое нападение на наши аэропорты дронов привело к тому, что даже железная дорога уже не успевала выручать.

«СП»: Вы говорите, что враги целенаправленно именно на аэропорты запускали свои дроны?

— Конечно! Дроны представляют опасность тогда, когда появляются в зоне аэропортов во время взлета лайнеров и захода на посадку. Только тогда объявляется операция «Ковер», предполагающая, во-первых, активизацию средств противовоздушной обороны (ПВО) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Но всё взаимосвязано, средства РЭБ негативно действуют на электронику и самолетов, и аэропортового оборудования, а не только парализуют дроны врага. Поэтому уход на запасный аэродром — единственное правильное решение.

«СП»: Так уж получилось, что мне довелось быть неподалеку от Домодедова в «час Х». И там, на небольшой высоте, барражировал винтовой самолет типа Ан-26. Он облетал аэропорт, чтобы защитить от дронов?

— Вполне возможно, что самолеты со спецоборудованием для РЭБ взлетали и патрулировали пространство. В непосредственной близости к атакующим украинским дронам они, конечно, более эффективны. Скорее всего, ваше предположение верно.

Читайте также
«Вахту» начинает лихорадить: Тюмень вербует «на севера» меньше, хотя Магадан с Чукоткой еще зовут «Вахту» начинает лихорадить: Тюмень вербует «на севера» меньше, хотя Магадан с Чукоткой еще зовут Почему падает спрос на рабочие руки в богатых ресурсами районах России

«СП»: Насколько целесообразно было строительство огромного аэропорта Шереметьево? Может быть, лучше иметь несколько аэродромов, но поменьше?

— Аэропорты строятся вообще-то не для того, чтобы избежать атаки дронов, а чтобы удовлетворить запросы населения. В Москве четыре крупных аэропорта, которые вполне справляются с имеющимися объемами перевозок. Они хорошо оборудованы, удобны для пассажиров. Когда нет толпы, нет задержек, всё идет размеренно, спокойно, технологично и удобно.

«СП»: Во многих мировых столицах тоже огромные аэропорты, у нас, видимо, руководствовались тем же принципом?

— Да, мы не исключение. Наша авиация очень тесно вплетена в мировую. Мы летаем вокруг Земного шара, и наши аэропорты — практически ничем не отличаются от аэропортов Америки, Германии или Японии.

«СП: В Москве хватает аэропортов? Может, дополнительные нужно строить?

— В этом сегодня необходимости нет. Но нужны дополнительные посадочные полосы. Если сравним аэропорты с теми задачами, которые ставит президент — к 2030 году увеличить объемы авиаперевозок в полтора раза, то есть не 100 миллионов пассажиров обслужить, а 150, имеется тормоз — это лимит использования посадочных полос.

Хотя главная проблема — отсутствие авиатехники. 1000 самолетов обещали выпустить, но не просчитали. Сейчас сроки смещаются, количество уменьшается. Программа построена на ложном фундаменте и вряд ли будет выполнена.

А насчет ВПП у нас ситуация простая: Шереметьево уже не имеет возможности открывать дополнительные полосы. Там построили третью, и на этом всё. Внуково давно уже аэропорт в городе, где взлетают и садятся над крышами жилых высоток. Возможности развития нет. Думаю, со временем Внуково превратится в аэропорт деловой авиации для малых самолетов.

Единственный аэропорт, который имеет перспективу — Домодедово, окруженный землями, достаточными для строительства ещё, как минимум, пяти взлетно-посадочных полос.

Государству надо бы всячески этот аэропорт холить и лелеять. Сейчас предприняты попытки его, так сказать, огосударствления. Я бы оставил там прежнее руководство, дав ему задание развивать аэропорт, как единственный в Москве, который имеет для этого все возможности.


Материалы по теме:

Кошмары в аэропортах продолжаются: Шереметьево в ступоре, Пулково на нервах

Ужас в Шереметьево, кошмар в Пулково: 5 июля в столичных аэропортах одни матерились, другие пели песни

Последние новости
Цитаты
Константин Затулин

Депутат Госдумы, руководитель Института стран СНГ

Иван Мезюхо

Политолог

Юрий Афонин

Заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня