Если ребенок в раннем возрасте начинает привирать, это не так уж плохо: в дальнейшем это поможет ему в жизни добиться значительных карьерных успехов. К таким выводам пришли канадские ученые из Торонтского университета, которые изучили 1200 детей в возрасте 2−17 лет. Умение лгать, говорят они, свидетельствует, прежде всего, о напряженной работе мозга, что, в свою очередь, приводит к интенсификации развития когнитивных способностей ребенка. «Чем лучше молодому человеку удается скрывать ложь, тем больше шансов, что в будущем он может стать успешным банкиром», — говорит один из авторов исследования, доктор Канг Ли из Университета Торонто.
В рамках проведенного специалистами эксперимента детей проверяли на лживость весьма просто: за их спинами клали игрушки, после чего велели не смотреть на них и выйти из комнаты. Затем в комнату возвращались, а у ребенка спрашивали, смотрел ли он на игрушку. Полученные ответы сверяли с изображением на видео, которое снимала скрытая камера. Выяснилось, что среди двухлетних малышей врал только каждый пятый, в трехлетнем возрасте лжет уже каждый второй, а в четырехлетнем возрасте предпочли солгать четверо из пяти. К 12 годам врали почти все испытуемые. Но, что важно, к 16 годам этот показатель снижается до 70%: у детей появляется чувство социальной ответственности и справедливости. А потому, говорят ученые, если ребенок часто врет, не нужно тут же его записывать в патологические врунишки с будущими социальными проблемами.
Интересный момент: повернулись, чтобы посмотреть на игрушку, девять из десяти детей, и делали они это вне зависимости от возраста. Одна из участниц эксперимента даже рассказала, что игрушку не видела, а только «щупала», и по ощущениям это был фиолетовый динозавр.
Детям постарше давали пройти тест посложнее: им предлагали пройти письменный тест. На обратной стороне листа с вопросами были ответы. Некоторые вопросы были очень простыми и очевидными, но дети все равно подсматривали — очевидно, для того, чтобы лишний раз удостовериться в верности своих выводов. Была в тесте и «обманка»: вопрос о том, какой мореплаватель открыл Тунис. «Правильным» вариантом на обороте значился Акеман Президиус, которого в действительности никогда не существовало. Дети, однако, называли его в ответах, а потом утверждали, что слышали о нем на уроках истории.
Канг Ли отмечает: «Родителям не стоит особенно волноваться, если они видят, что их ребенок часто лжет. Ведь скрывают правду, хотя бы периодически, почти все дети. Когда ваш ребенок попытается обмануть вас в первый раз, это будет свидетельствовать лишь о том, что в его развитии наступил новый этап, а сам он демонстрирует серьезный прогресс в вопросах познания мира и мышления. Те, кто начинает врать раньше, имеют шансы быстрее адаптироваться к внешнему миру и в будущем быть успешнее».
По мнению исследователя, для маленьких детей врать довольно-таки сложно: их мозгу еще тяжело говорить одно, а думать другое. Правду приходится буквально загонять в отдаленные уголки мозга. Что еще более важно, ученые не выявили никакой связи между строгостью родителей, «хорошим» или даже религиозным воспитанием и способностью ко лжи. «Правильно» воспитанные дети ничем в этом тесте не отличались от «обычных».
Канг Ли дает также простой дельный совет родителям, чьи дети не достигли 8-летнего возраста. Метод определения, врет ли ребенок, основан на разделении функции левого и правого полушарий головного мозга. Если, отвечая на любой вопрос, ребенок смотрит вправо, то, скорее всего, он выдумывает, т.е. описывают картину, сконструированную его мозгом. Если же он смотрит влево, то, очевидно, описывает свое реальное воспоминание. Дело в том, что за память и логическое мышление отвечает левое полушарие, за воображение — правое. С возрастом дети учатся смотреть прямо в глаза и скрывать это движение глаз. Но когда им нет еще и восьми лет, это делать их мозг не в состоянии. Поэтому объяснить ребенку, что врать — плохо, у родителей есть шансы только до вышеозначенного возраста.
Еще один забавный вывод ученых: мужчины лгут чаще женщин. 82% женщин после того, как солгут, чувствуют угрызение совести. Среди мужчин таких «переживательных» только 70%.