В Тольятти анонсирован очередной амбициозный проект — выпуск полностью импортозамещённого автомобиля. Правда, по какой-то странной причине вместо поиска российских изготовителей различных узлов и деталей чиновники решили попросту частично «раздеть» автомобиль, избавить его от «лишнего импорта». Пробная партия эрзац-авто уже выпущена, однако выкинуть из машин основные импортные позиции никто даже и не подумал. Ведь в этом случае на выходе получится самая настоящая недвижимость.
«На ВАЗе собрано несколько пробных автомобилей Granta седан в „суперантисанкционном“ варианте. Отсутствуют: внутренние пластиковые накладки порога, уплотнитель дверей снизу, уплотнитель на внутренней стороне капота, подсветка вещевого ящика, подсветка багажника, внутренняя ручка закрытия багажника. Кнопка открывания багажника перенесена на панель приборов, нет электрического усилителя руля, Airbeg и кондиционера. Всего убрано или заменено порядка 20 позиций. Пока непонятно будет это базовая комплектация в 2024 году или какие-то элементы уберут и на комплектациях выше, новый год покажет», — сообщает ресурс ixbt.com.
Как видно из списка, налицо 100-процентная фикция. Машину «раздевают», причём в основном за счёт тех мелочей, которые и так производятся в РФ. И уменьшают комплектацию, убирая, действительно, импортные агрегаты. То есть в перспективе Granta может вернуться на уровень ВАЗ-2109, немного обновлённым предком которой данное авто и является.
Или не может? «Девяточка» и всё это семейство родом из СССР, где все без исключения детали для неё делались в нашей стране. Сейчас то же самое уже невозможно.
Пройдёмся по основным узлам и агрегатам Granta и посмотрим, что у нас есть, а чего нет. Что в обозримой перспективе появиться может, а что — вряд ли. Идём снизу вверх, то есть от дороги к крыше.
С резиной — на конвейере авто комплектуется шинами размерности 175/65 R14 или 185/60 R14 — в РФ полный порядок. С колёсными дисками тоже, во всяком случае, обычная штамповка точно есть. «Литьё» российского производства вроде как тоже присутствует, правда, насколько оно реально российское — непонятно.
Элементы подвески — рычаги, сайлентблоки, шаровые-рулевые, амортизаторы и пружины — выпускаются, благо, это всё детали от ВАЗ-2109. ШРУС, полуоси и прочие элементы делают. Тормозные механизмы есть, диски и колодки к ним имеются, всё родом из СССР. Чего нет? Самого простого — подшипников, без которых ничего не будет крутиться.
«В стране практически нет производства гидравлики, а подшипников и электрики производится 20−25% от необходимого объёма. Всё остальное поставляется из Китая, в случае гидравлики это 91%. Причина, по которой эти важнейшие промышленные компоненты завозят из КНР, в макроэкономических параметрах: в Китае средняя налоговая нагрузка 20%, а в России — 47,7%. Или взять, к примеру, ставки НДС: в Китае — 13%, в России — 20%. Кроме того, кредиты в Китае выдают под 0,05% годовых», — говорит президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин.
Означенные 20% российских подшипников тоже не очень-то и отечественные, в основном это сборка из импортных компонентов, а то и торговля китайской продукцией под рукодельными брендами. Так что тут всё очень плохо.
Что же касается «АвтоВАЗа», то до недавнего времени, когда завод принадлежал Renault, там ставили исключительно импортную продукцию — от SKF и иже с ним. Шведы из РФ ушли, поставки прекращены, и завод перешёл на подшипники из КНР. Какой-то информации о начале сотрудничества с российскими производителями нет.
В двигателе, коробке передач, генераторе, отопителе
Доедет ли эта телега до Москвы? Она никуда не доедет, так как вообще не в состоянии передвигаться. И все дальнейшие рассуждения, в общем-то, совершенно бесполезны. Можно, конечно, упомянуть полное отсутствует отечественной электроники — прежде всего, российского ЭБУ двигателя. Хотя ранее он был, его делали в Зеленограде. Но с начала 2000-х в цехах завода поселились торговцы, а само производство было уничтожено.
За последние два года его даже никто не удосужился восстановить, хотя средств на это нужно минимум, а вся документация имеется.
Вроде как новые ЭБУ «Январь» начали поступать в продажу, а летом 2023 года компания ООО «НПП «Итэлма», которая значится их производителем, запустила в Костроме некое производство.
Правда, вроде бы как только систем электронной курсовой устойчивости, про ЭБУ мотора информации не поступало. «Январь» разных модификаций, действительно, продаётся, но страну-изготовителя торговцы автозапчастями пишут честно — Китай. Такое вот импортозамещение…
«Производством автомобильной электроники у нас давно никто не занимался. Самостоятельно изготавливать столь сложную продукцию невозможно, поэтому у инвесторов, скорее всего, есть выходы на зарубежных партнеров, однако они остаются в тени из-за риска санкционного давления», — говорит партнёр агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
В переводе на русский: делают в Китае, лейбл приклеивают в Костроме. И, да, иначе невозможно — в СССР их делать умели, сейчас нет. Так как все технологии утеряны, производства уничтожены. И восстанавливать их никто не собирается.
«Ключевая задача — это создание своих компонентов. Потому что отрасль автокомпонентов у нас практически совсем утрачена. Поэтому надо её воссоздавать. Минпромторг работает над этим, очень активно, производители активно работают. Уверен, что они добьются результата», — признался президент РФ Владимир Путин.
«Успехи» Минпромторга известны, с начала СВО прошло уже почти два года, а ни одного нового производства автокомпонентов в РФ не создано. Более того, нет никаких предпосылок к тому, чтобы что-то появилось — ничего нигде не строится. Сплошное очковтирательство по типу «производства» российских ноутбуков в Ростове. Чиновники отчитываются, бюджеты осваиваются, а дело не делается.
Очередная новость от «АвтоВАЗа» — то же самое. Изображение активной деятельности при полном отсутствии оной, то есть самое настоящее вредительство. Остатки российского автопрома планомерно уничтожаются, а власти делают вид, что всё хорошо.
Всего по программам «производства» автокомпонентов с 2022 года уже освоено более 52 млрд рублей бюджетных средств, а «выхлоп» нулевой. «АвтоВАЗ» — если кто забыл, госкомпания — между прочим тоже в числе получателей. Но куда ушли бесчисленные миллиарды рублей, непонятно. Не иначе как в мифические электромобили и прочие откровенно ненужные прожекты, которые и несвоевременны, и неосуществимы в российских реалиях.
Сейчас на поддержку производства автокомпонентов выделяется ещё 15 млрд рублей. Итого в совокупности на ветер выбрасывается чуть меньше миллиарда долларов. На которые можно было бы купить технологии — лицензии на выпуск тех или иных узлов — и оборудование для их производства.
Однако это слишком просто и эффективно, подобное действие нарушает сразу два правила. Первое — в России не должно быть никаких производств, только нефтегазовая труба. Второе — бюджетные средства должны не вкладываться в дело, а расходоваться так, чтобы ничего не оставалось. Как того требуют заграничные «друзья».
Последние новости и все самое важное об импортозамещении, — в теме «Свободной Прессы».