В Нижнем Новгороде публике продемонстрировали новую «Волгу», точнее, некий автомобиль, на котором обозначено Volga — даже название не удосужились написать русскими буквами. Как несложно догадаться, отечественного в этом пепелаце ноль, история с «Москвичом» повторяется на 100%. И, судя по всему, судьба у данного автомобиля будет аналогичной. Покупать ту же китайскую машину, но в два-три раза дороже, будут лишь государственные учреждения.
Напомним, представлена целая «линейка» авто аж из трёх штук — седан D-класса Volga С40, кроссовер D-класса — Volga К40, а также кроссовер С-класса — Volga К30. Что скрывается за этими названиями, пока неизвестно, но сие и не особо важно. Некие легковушки из КНР, что совершенно очевидно.
«У вас где сделан руль, китайский? Хочется, чтобы руль был российский. Это же не так сложно, как локализовать коробку и все остальные элементы», — раскритиковал проект премьер-министр Михаил Мишустин.
Российские рули, наверное, сделают, хотя тоже не факт. Но один — специально для главы правительства — быть может, и осилят. Уникальный российский руль ручной работы, произведённый с применением нанотехнологий, Сколково поможет. И всё будет происходить по той же схеме, как на площадях бывшего «Автофрамоса» (сборочный завод Renault), который расположился на территории бывшего же АЗЛК.
То есть ни о каком возрождении бренда «Волга» нет и речи, а написать что угодно можно на чём угодно. Больше всего в этой истории бесит то, что российские бизнесмены по привычке стесняются своего родного языка. Китайцам ведь было несложно изобразить русские буковки, но в техзадании, судя по всему, этого не было. Вдвойне позор.
Технические характеристики машинок ничем не примечательны и не стоят особого внимания — типичные детища автопрома Поднебесной. Полуторалитровый или около того моторчик, который жёстко турбировали, дабы снять с него аж 188 л.с. Естественно, в ущерб ресурсу, законы физики ещё никто обмануть не смог. Трансмиссия только одна — АКПП-7, тоже ничего нового. И куча всякой бортовой электроники. Повторить всё это современный российский автопром не в состоянии. Впрочем, подобного желания нет ни у бизнеса, ни у властей.
Пересадить советских людей на автомобили, как в Америке — об этой программе Сталина известно очень немного. Потому что её все последующие годы не просто не афишировали, наоборот, все следы тщательно вымарывались. В том числе и потому, что массовые детища нашего автопрома 60−70-х разительно контрастировали с тем, что было задумано вождём.
ГАЗ-М-20 «Победа» был первой пробой пера советских автомобилестроителей в деле конструирования настоящей полноразмерной народной машины — по типу «full-size american car». И уже в 1952-м, то есть ещё при жизни Сталина, пошли работы над следующей легковушкой. Резину не тянули, и уже через год был утверждён полноразмерный дизайн-макет. А в начале лета 1954 года машина с индексом М-21 поехала, начались её испытания.
Есть много разных версий на счёт того, почему проект «Звезда» был переименован в «Волгу». Так уж получилось, примем сие как факт. Но эта самая пятиконечная звезда осталась, на первых серийных авто она являлась частью фальшрадиаторной решётки. Потом конструкцию упростили, и красота ушла в прошлое. Авто «со звездой» (1956−1958) ценятся у коллекционеров больше всего.
Не менее ценный раритет — комплектация с АКПП. Поскольку ГАЗ имел постоянные контакты с корпорацией Ford, которая завод, собственно, и построила, велосипед изобретать не стали. У американцев купили лицензию на «автомат» Ford-O-Matic, разработанный компанией BorgWarner, эта фирма и сегодня делает трансмиссии для легковушек и внедорожников концерна.
Производство АКПП, как сказали бы сегодня, было полностью локализовано, а само коробка оказалась очень простой и надёжной. В дальнейшем предполагалось, что на базе этой трансмиссии будут созданы уже отечественные «автоматы». Однако Никита Хрущёв чуть ли не лично распорядился, чтобы у простых советских людей не появилось такого «буржуйского излишества». Производство «автоматов» свернули.
Кузов «универсал» отстоять удалось, хотя его производство началось только в 1962 году, до этого машину на конвейер старательно не пускали. Дескать, тоже элемент роскоши. Тем не менее, ГАЗ-22 пошёл в серию, в отличие от множества других прототипов.
«Каблучок» ГАЗ-22А, который мог перевозить 500 кг, зарубили, равно как и пикап. Те экземпляры, которые порой встречаются, не более чем «колхоз» на базе универсалов. Опытный образец минивэна не сохранился, уже в наше время его воссоздали по заводским чертежам.
Купе и кабриолет по понятным причинам в серию не пустили, хотя открытые «Победы» при Сталине продавались. Честно заработал приличные деньги — покупай и катайся, никто не против. Но потом политика партии круто поменялась.
Изначально наследница 21-й — «Волга» ГАЗ-24 — должна была стать очень красивым автомобилем. Как видно на фотографии, «Волга» там написано большими буквами, и на русском языке! Однако власти решили иначе и на производство попал наиболее утилитарный с виду и убогий образец дизайна. Ибо нечего! Машину, которая могла стать звездой мирового автопрома, угробили.
Ничего хорошего из этого «волюнтаризма» не вышло, уже через несколько лет после начала выпуска ГАЗ-24 пошли работы по новой модели. В итоге из прототипа ГАЗ-3101 родились «люксовая» 3102 и «народная» 31029. Для «ноль второй» купили у Girling лицензию на мощные 4-поршневые суппорта жёсткого типа, по тем временам это было инновационный продукт. На 29-ю ставили обычные барабанные тормоза, такие же, как на 24-ю.
По сути, 3102 и 31029 являлись не более чем глубоким рестайлингом 24-й, этим занимались не от хорошей жизни. Однако параллельно шли работы и над принципиально новым автомобилем — переднеприводным ГАЗ-3105. Увы, очередной шедевр снова появился в неудачное время, было выпущено всего около полусотни авто. После чего проект по непонятным причинам свернули.
Впрочем, по понятным — в начале 90-х наш рынок стали сдавать иностранцам и российских конкурентов старательно уничтожали. Вместо ноль пятой на конвейер поставили ГАЗ-3110, то есть очередной рестайлинг на тему ГАЗ-24.
Последним проблеском активности был проект «Волга» ГАЗ-3111. Частично агрегаты взяли с 3110-й, но многое было разработано с нуля. От идеи до внедрения прошло всего два года, но в РФ началось «вставание с колен», и проект закрыли. В итоге выпустили всего около 400 машин и вернулись к убогой 3110, которая выпускалась до 2010 года.
Нынешний проект «Volga» — не первая попытка организовать в Нижнем Новгороде отвёрточную сборку. Проект «Volga Siber» — по скручиванию из машинокомплектов Chrysler Sebring второго поколения — в своё время с треском провалился. Хотя Sebring по сравнению с нынешними поделками — это настоящая машина, крепкая и надёжная.
Агрегаты «Волги» продолжают свою жизнь в многочисленных «ГАЗельках», производство которых сохраняется. Кстати, тоже советская задумка, причём эту полуторку должны были поставить на конвейер ещё в конце 50-х. ГАЗ-56 в серию не пошёл, кукурузный генсек отверг проект как «мелкобуржуазный». Как раз тогда в СССР уничтожался весь кооперативный сектор экономики и грузовичок пришёлся явно не ко времени.
Сейчас, судя по всему, вообще любой отечественный автомобиль не актуален. Двигатель — ЗМЗ-406 — на заводе есть, МКПП к нему тоже. Тормоза, подвеска, элементы трансмиссии — многое имеется, остальное можно купить. А кузов вполне реально сконструировать. То есть возродить «Волгу» вполне реально — сделать просторный недорогой седан для народа. Только это никому не надо, проще торговать китайскими авто за несколько миллионов рублей штучка. С китайскими же рулями.