Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Новости автопрома: «Волгу» смыло потоком Хуанхэ

Советские бренды на китайском «железе» далеко не уедут

7529
Новости автопрома: «Волгу» смыло потоком Хуанхэ
Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС

В Нижнем Новгороде публике продемонстрировали новую «Волгу», точнее, некий автомобиль, на котором обозначено Volga — даже название не удосужились написать русскими буквами. Как несложно догадаться, отечественного в этом пепелаце ноль, история с «Москвичом» повторяется на 100%. И, судя по всему, судьба у данного автомобиля будет аналогичной. Покупать ту же китайскую машину, но в два-три раза дороже, будут лишь государственные учреждения.

Напомним, представлена целая «линейка» авто аж из трёх штук — седан D-класса Volga С40, кроссовер D-класса — Volga К40, а также кроссовер С-класса — Volga К30. Что скрывается за этими названиями, пока неизвестно, но сие и не особо важно. Некие легковушки из КНР, что совершенно очевидно.

«У вас где сделан руль, китайский? Хочется, чтобы руль был российский. Это же не так сложно, как локализовать коробку и все остальные элементы», — раскритиковал проект премьер-министр Михаил Мишустин.

Читайте также
Zero Hedge: "Локхид" затоварен самолетами F-35, которые отказывается брать Пентагон Zero Hedge: «Локхид» затоварен самолетами F-35, которые отказывается брать Пентагон У компании-производителя «лучшего в мире истребителя» заканчиваются места для хранения уже выпущенных, но никому не нужных машин

Российские рули, наверное, сделают, хотя тоже не факт. Но один — специально для главы правительства — быть может, и осилят. Уникальный российский руль ручной работы, произведённый с применением нанотехнологий, Сколково поможет. И всё будет происходить по той же схеме, как на площадях бывшего «Автофрамоса» (сборочный завод Renault), который расположился на территории бывшего же АЗЛК.

То есть ни о каком возрождении бренда «Волга» нет и речи, а написать что угодно можно на чём угодно. Больше всего в этой истории бесит то, что российские бизнесмены по привычке стесняются своего родного языка. Китайцам ведь было несложно изобразить русские буковки, но в техзадании, судя по всему, этого не было. Вдвойне позор.

Технические характеристики машинок ничем не примечательны и не стоят особого внимания — типичные детища автопрома Поднебесной. Полуторалитровый или около того моторчик, который жёстко турбировали, дабы снять с него аж 188 л.с. Естественно, в ущерб ресурсу, законы физики ещё никто обмануть не смог. Трансмиссия только одна — АКПП-7, тоже ничего нового. И куча всякой бортовой электроники. Повторить всё это современный российский автопром не в состоянии. Впрочем, подобного желания нет ни у бизнеса, ни у властей.

Пересадить советских людей на автомобили, как в Америке — об этой программе Сталина известно очень немного. Потому что её все последующие годы не просто не афишировали, наоборот, все следы тщательно вымарывались. В том числе и потому, что массовые детища нашего автопрома 60−70-х разительно контрастировали с тем, что было задумано вождём.

ГАЗ-М-20 «Победа» был первой пробой пера советских автомобилестроителей в деле конструирования настоящей полноразмерной народной машины — по типу «full-size american car». И уже в 1952-м, то есть ещё при жизни Сталина, пошли работы над следующей легковушкой. Резину не тянули, и уже через год был утверждён полноразмерный дизайн-макет. А в начале лета 1954 года машина с индексом М-21 поехала, начались её испытания.

Есть много разных версий на счёт того, почему проект «Звезда» был переименован в «Волгу». Так уж получилось, примем сие как факт. Но эта самая пятиконечная звезда осталась, на первых серийных авто она являлась частью фальшрадиаторной решётки. Потом конструкцию упростили, и красота ушла в прошлое. Авто «со звездой» (1956−1958) ценятся у коллекционеров больше всего.

Не менее ценный раритет — комплектация с АКПП. Поскольку ГАЗ имел постоянные контакты с корпорацией Ford, которая завод, собственно, и построила, велосипед изобретать не стали. У американцев купили лицензию на «автомат» Ford-O-Matic, разработанный компанией BorgWarner, эта фирма и сегодня делает трансмиссии для легковушек и внедорожников концерна.

Производство АКПП, как сказали бы сегодня, было полностью локализовано, а само коробка оказалась очень простой и надёжной. В дальнейшем предполагалось, что на базе этой трансмиссии будут созданы уже отечественные «автоматы». Однако Никита Хрущёв чуть ли не лично распорядился, чтобы у простых советских людей не появилось такого «буржуйского излишества». Производство «автоматов» свернули.

Кузов «универсал» отстоять удалось, хотя его производство началось только в 1962 году, до этого машину на конвейер старательно не пускали. Дескать, тоже элемент роскоши. Тем не менее, ГАЗ-22 пошёл в серию, в отличие от множества других прототипов.

«Каблучок» ГАЗ-22А, который мог перевозить 500 кг, зарубили, равно как и пикап. Те экземпляры, которые порой встречаются, не более чем «колхоз» на базе универсалов. Опытный образец минивэна не сохранился, уже в наше время его воссоздали по заводским чертежам.

Купе и кабриолет по понятным причинам в серию не пустили, хотя открытые «Победы» при Сталине продавались. Честно заработал приличные деньги — покупай и катайся, никто не против. Но потом политика партии круто поменялась.

Изначально наследница 21-й — «Волга» ГАЗ-24 — должна была стать очень красивым автомобилем. Как видно на фотографии, «Волга» там написано большими буквами, и на русском языке! Однако власти решили иначе и на производство попал наиболее утилитарный с виду и убогий образец дизайна. Ибо нечего! Машину, которая могла стать звездой мирового автопрома, угробили.

Ничего хорошего из этого «волюнтаризма» не вышло, уже через несколько лет после начала выпуска ГАЗ-24 пошли работы по новой модели. В итоге из прототипа ГАЗ-3101 родились «люксовая» 3102 и «народная» 31029. Для «ноль второй» купили у Girling лицензию на мощные 4-поршневые суппорта жёсткого типа, по тем временам это было инновационный продукт. На 29-ю ставили обычные барабанные тормоза, такие же, как на 24-ю.

По сути, 3102 и 31029 являлись не более чем глубоким рестайлингом 24-й, этим занимались не от хорошей жизни. Однако параллельно шли работы и над принципиально новым автомобилем — переднеприводным ГАЗ-3105. Увы, очередной шедевр снова появился в неудачное время, было выпущено всего около полусотни авто. После чего проект по непонятным причинам свернули.

Впрочем, по понятным — в начале 90-х наш рынок стали сдавать иностранцам и российских конкурентов старательно уничтожали. Вместо ноль пятой на конвейер поставили ГАЗ-3110, то есть очередной рестайлинг на тему ГАЗ-24.

Читайте также
Что за "Волга" без руля: Мишустин попросил сделать родной хотя бы "баранку" Что за «Волга» без руля: Мишустин попросил сделать родной хотя бы «баранку» Дмитрий Абзалов: Если проект «Волги» провалится, но мы сделаем руль, который будет востребован на рынке — это уже неплохо

Последним проблеском активности был проект «Волга» ГАЗ-3111. Частично агрегаты взяли с 3110-й, но многое было разработано с нуля. От идеи до внедрения прошло всего два года, но в РФ началось «вставание с колен», и проект закрыли. В итоге выпустили всего около 400 машин и вернулись к убогой 3110, которая выпускалась до 2010 года.

Нынешний проект «Volga» — не первая попытка организовать в Нижнем Новгороде отвёрточную сборку. Проект «Volga Siber» — по скручиванию из машинокомплектов Chrysler Sebring второго поколения — в своё время с треском провалился. Хотя Sebring по сравнению с нынешними поделками — это настоящая машина, крепкая и надёжная.

Агрегаты «Волги» продолжают свою жизнь в многочисленных «ГАЗельках», производство которых сохраняется. Кстати, тоже советская задумка, причём эту полуторку должны были поставить на конвейер ещё в конце 50-х. ГАЗ-56 в серию не пошёл, кукурузный генсек отверг проект как «мелкобуржуазный». Как раз тогда в СССР уничтожался весь кооперативный сектор экономики и грузовичок пришёлся явно не ко времени.

Сейчас, судя по всему, вообще любой отечественный автомобиль не актуален. Двигатель — ЗМЗ-406 — на заводе есть, МКПП к нему тоже. Тормоза, подвеска, элементы трансмиссии — многое имеется, остальное можно купить. А кузов вполне реально сконструировать. То есть возродить «Волгу» вполне реально — сделать просторный недорогой седан для народа. Только это никому не надо, проще торговать китайскими авто за несколько миллионов рублей штучка. С китайскими же рулями.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Ян Бурляй

Дипломат, заслуженный профессор Московского государственного лингвистического университета

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня