Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Что за «Волга» без руля: Мишустин попросил сделать родной хотя бы «баранку»

Дмитрий Абзалов: Если проект «Волги» провалится, но мы сделаем руль, который будет востребован на рынке — это уже неплохо

11205
На фото: премьер-министр РФ Михаил Мишустин в автомобиле Volga C40 на выставке IX конференции "Цифровая индустрия промышленной России".
На фото: премьер-министр РФ Михаил Мишустин в автомобиле Volga C40 на выставке IX конференции «Цифровая индустрия промышленной России». (Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС)
Материал комментируют:

«У вас где сейчас сделан руль, китайский? Хочется, чтобы руль был российский», — сказал председатель правительства Михаил Мишустин, осматривая автомобили возрожденного бренда «Волга», которые презентовали на выставке в Нижнем Новгороде.

О том, что не только руль, но и всё остальное, включая коврики, в этой машине тоже китайское — премьер промолчал. Впрочем, и первый вице-пермьер Денис Мантуров, и новый глава Минпромторга Антон Алиханов, которым была брошена реплика Мишустина, в напоминании об этом не нуждались.

Три новые модели «Волги», представленные на выставке — а это седан Volga C40, кроссовер класса С — Volga К30 и Volga К40 (кроссовер класса D) — полностью, включая легендарный логотип в виде оленя на решетке радиатора — выполнены из комплектующих, изготовленных в Поднебесной.

Как утверждают автомобильные эксперты, все три машины представляют собой модели компании Changan с измененной решеткой радиатора, которая отличается от базовой не только наличием оленя, но и сходством с «передком» традиционной советской «Волги».

Читайте также
«Газпром» отказался платить дивиденды. Это хороший знак «Газпром» отказался платить дивиденды. Это хороший знак Акционеры из стран, обложивших нас санкциями, остались без ожидаемых процентов, бюджет РФ не пострадал, налогов выплачено на триллион

Собирали все три выставочных образца тоже в Китае. Однако уже в текущем году несколько автомобилей частично соберут в Нижнем Новгороде, а с 2025 года запланирована полная сборка. Окраску кузовов также с 2025 года планируют делать на волжской земле.

Заниматься всем этим будет не легендарный ГАЗ, а новая компания — АО «Производство легковых автомобилей», о которой пока известно очень мало.

Эта компания для сборки «Волг» взяла в аренду площади завода ГАЗ, которые ранее использовались для извлечения из контейнеров и окраски моделей Volkswagen и Skoda.

Мишустин отметил, что новые «Волги» — «симпатичные автомобили», которые «выглядят современно», а возвращаясь к теме рулей сказал Мантурову:

— В России надо предпринимать попытки делать даже такие элементы из пластика (как руль, — «СП») — у себя. Производство соответствующих композитных материалов налажено, например, в особой экономической зоне «Алабуга». Я пытаюсь с вами договориться об этом, потому что всё время хочу видеть российское производство в тех элементах, в тех конструкциях, которые, скажем так, не так сложны.

Как известно, китайские автоконцерны — не большие сторонники локализации. Производить все детали для своих машин им нравится больше, чем встраивать в модели изделия, произведенные в стране, где осуществляется сборка. С этим уже столкнулись на «Москвиче».

Читайте также
"Давно не были на немецком кладбище в Севастополе": Германия призвала НАТО сбивать российские ракеты над Украиной «Давно не были на немецком кладбище в Севастополе»: Германия призвала НАТО сбивать российские ракеты над Украиной Почему-то в Берлине уверены, что Москва не ответит

Однако для российской автомобильной индустрии принципиально важно не только осуществлять «отвёрточную сборку», но и развивать своё производство хотя бы каких-то узлов, о чем и напомнил Мишустин. Только так мы сможем прийти рано или поздно к полностью самостоятельному производству отечественных легковушек.

На базе кооперации с европейскими и корейскими производителями нам этого сделать не удалось. Получится ли добиться такой цели во взаимодействии с китайцами — «Свободной Прессе» рассказал руководитель Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

«СП»: Мишустин попросил, чтобы для начала хотя бы руль у этой «Волги» (Changan) был российским. Не слишком ли низкая стартовая позиция?

— Нормальная. Руль — это лучше, чем ничего. Мы уже сталкивались с тем, что партнёры уходили, а после них совсем никаких технологий не оставалось. Путь будет руль. Если получится удачным — его можно будет ставить на другие машины или экспортировать.

Китайцы не очень хотят, чтобы мы к их машинам прикручивали что-то свое. Но есть очень простой и понятный стимул для локализации. Чем больше будет отечественных узлов и деталей — тем ниже налоги на предприятие (а оно, скорее всего — совместное), которое осуществляет сборку в Нижнем Новгороде.

На фото: первый вице-премьер РФ Денис Мантуров (третий слева) и премьер-министр РФ Михаил Мишустин (слева) у автомобиля Volga C40 на выставке IX конференции "Цифровая индустрия промышленной России".
На фото: первый вице-премьер РФ Денис Мантуров (третий слева) и премьер-министр РФ Михаил Мишустин (слева) у автомобиля Volga C40 на выставке IX конференции "Цифровая индустрия промышленной России". (Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС)

Давить пошлинами партнеров за ввоз изделий, которые мы можем делать сами, — тоже можно, но нам сейчас это не выгодно. Важно ликвидировать дефицит, который возник после ухода западных марок. А налоговые льготы, в отличие от заградительных пошлин, — всегда работали и всегда будут эффективными.

«СП» Скорее всего, в России будет локализована и решетка радиатора с фирменным знаком «Волги». Но мы-то хотели другого: локализации двигателей, трансмиссии, электроники. А для этого у новых производителей «Волги» даже площадей пока нет.

— Локализация двигателя — вопрос долгосрочный. И есть риски. Я уже не говорю о том, что партнер может уйти, как это сделали западные автоконцерны.

Мы надеемся, что китайские партнеры останутся всерьёз и надолго. Но проблема в другом. К тому времени, когда мы построим завод для производства ДВС — двигатели внутреннего сгорания могут быть уже и не нужны. Они канут в прошлое. И что тогда делать с этим заводом?

Поэтому если мы хотим быть конкурентоспособными в автопроме через 20 лет — нужно представить себе, каким он будет в то время. И — начать работать на перспективу, а не копировать сегодняшний день.

Как раз продукт сегодняшнего дня можно спокойно покупать, не думая о серьезной локализации.

Читайте также
Алмазы из России вернутся в США: Вашингтон разочарован итогами санкционной войны Алмазы из России вернутся в США: Вашингтон разочарован итогами санкционной войны Леонид Хазанов: Вслед за алмазами, Белый Дом незаметно забудет о «металлических» ограничениях, а потом — и о банковских

При этом можно делать свои рули, если они получатся лучше. Мы знаем, что наша сталь лучше, чем китайская — давайте купим у них оборудование и будем сами штамповать кузовные детали.

«СП»: Что мы должны делать, чтобы наш автопром был конкурентоспособным через 20 лет?

— Учиться делать батареи для электромобилей. Батарея — это до 60% от стоимости всего электромобиля. Торопиться нам некуда, сейчас в России электромобиль не популярен, но учится делать — нужно. Если получится хорошо — будем пока продавать.

У нас хорошо получаются программные продукты. Электронное правительство, средства слежения, умные интернет вещи. А давайте представим, каким захотят увидеть автомобиль своего будущего сегодняшние дети?

«СП»: Каким?

— Они захотят, чтобы автомобиль был похож на смартфон. Чтобы можно было легко решить с ним любой вопрос.

Сейчас на выставке «Российско-китайское ЭКСПО 2024» в Харбине презентуются российские элементы умной бытовой техники и оборудования для автомобилей. В этом мы с Китаем не только на равных, а опережаем. И не вижу ничего страшного, если в автотранспорте будущего большинство железа будет китайским, а мозги — наши.

«СП»: По части ПО мы, может быть, и лучше. Но компонентную базу для электроники клянчим у Китая, который еще и опасается её нам продавать из-за угрозы вторичных санкций.

— Эти ограничения, как раз, — хорошо. Наш военпром — лучший в мире именно потому, что нам для него почти никто и ничего не продавал никогда. Самим приходилось крутиться. Так же и по части компонентной базы мы быстро что-то придумаем. Но и здесь — нужно не копировать, что есть у других.

«СП»: Вернёмся к нашим рулям. Получится сделать свой руль для «Волги»?

— Если этот руль окажется в 20 раз дороже, чем китайский, то от него будет потребителю только вред, а не польза. Китайцы делают этих стандартных рулей — миллионы для десятков разных марок. Благодаря массовому производству их рули будут дешевле, чем несколько тысяч, которые мы станем выпускать для «Волг».

Поэтому локализация — это не самоцель. Нужно делать такие узлы и агрегаты, которые понадобятся не только для «Волги». И если даже проект «Волги» провалится, но мы сделаем руль, который будет востребован на рынке — это уже неплохо.


Последние новости и все самое важное об импортозамещении, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Николай Харитонов

Депутат Государственной Думы, фракция КПРФ

Вячеслав Поставнин

руководитель международного центра аналитических и практических исследований миграционных процессов

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня