Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Импортозамещение
10 сентября 14:34

Курс российского автопрома: на Восток — без тормозов

Чиновники вернулись к мысли о том, что собственные производства не нужны — всё как бы купим

4377
Курс российского автопрома: на Восток – без тормозов
Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Пресловутое «импортозамещение», судя по всему, окончательно отменяется, в российском автопроме точно. На Восточном экономическом форуме (ВЭФ) всерьёз обсуждался вопрос, нужно ли нам вообще производство автокомпонентов, или достаточно «кооперации» с компаниями из КНР. При сложностях с расчётами и проблемах с поставками подобная тема вызывает очень неудобные вопросы.

«Российский автопром: курс на Восток или технологический суверенитет?» — так называлась одна из дискуссий на ВЭФ. То есть нужно ли там что-либо производить самостоятельно или будем опять организовывать некую «интеграцию российской автоиндустрии в мировую отрасль»?

Чем два с половиной года назад закончилась эта самая «интеграция», видимо, все уже забыли. Стоящие конвейеры всех российских автозаводов, судорожные поиски хоть каких-то комплектующих вместо европейских, рост себестоимости продукции. Но тогда альтернативные поставщики автокомпонентов ещё были, сейчас же таковых, по сути, не осталось.

Читайте также
Разбор полётов: Путин попросил ускорить разработку «Байкала», Минпромторг признался, что не может Разбор полётов: Путин попросил ускорить разработку «Байкала», Минпромторг признался, что не может Олег Смирнов: «Чиновники не знают, куда делись деньги на самолёт, но просят дать ещё. Пора бы уже кого-то и наказать»

Помимо компаний из Поднебесной никто и ничего российским автозаводам не продаёт, импорт европейских, японских и американских деталей через третьи страны практически перекрыт. Но и с Китаем проблемы.

Так называемые вторичные санкции Запада оказались очень эффективными. КНР поставили перед простым выбором: либо они максимально усложняют работу с российскими компаниями, либо им перекрывают авторынки США, Евросоюза и прочих стран. Выбор между копеечными поставками запчастей на «АвтоВАЗ» и огромными прибылями очевиден.

«Критична ли кооперация для локализации компонентов и наращивания добавленной стоимости или более эффективен путь технологического суверенитета?» Вопрос совершенно вредительский. В России не производятся больше подшипники, нет и отечественной электроники. Достаточно наглухо перекрыть всего две эти позиции и никакого автопрома у нас в стране не будет. В принципе!

«Из всего „запрещенного“ мы ничего не локализовали в России. То есть всё, что шло из Европы, теперь просто идёт из Китая. Речь и о пластиках, и о подшипниках, и о многом другом. Лампочки — это вообще уникальный случай. В стране как не производилось автомобильных лампочек, так и не производится», — ещё год назад возмущался директор по развитию группы компаний «ОАТ» (производство автокомпонентов) Илья Семенов.

Да, отечественных автомобильных лампочек давно уже нет, совсем, можно сходить в любой магазин и лично в этом убедиться. В СССР они были, у многих остались ещё их запасы. Но «свободной России» подобные производства не нужны, в потугах «вставания с колен» их уничтожили. Как и многое другое.

Что сделано за минувший год? Например, всем российским предприятиям увеличили налоговую нагрузку, а стоимость кредитов выросла более чем в два раза. В КНР налоговая нагрузка на бизнес около 20%, в РФ — более 50%. Стоимость кредита в Поднебесной — порядка 0,05% годовых, в нашей стране — 30−35%. НДС у китайцев всего 13%, у нас — 20%. И так далее. О каком производстве вообще может идти речь?

Ранее тоже всё только ухудшалось. В «тучные» годы, когда Россия купалась в нефтедолларах, деньги шли на мундиали. На развитие промышленности не тратилось ничего. А электорату лили в уши ложь про успехи импортозамещения.

«Автомобильная промышленность играет существенную роль в области внедрения новых технологий. Увеличение выпуска и технологические инновации в автомобильной промышленности распространяются далее по производственной цепочке в отраслях-поставщиках. Автомобильная промышленность относится к числу ведущих отраслей мировой экономики в области НИОКР. По данным Еврокомиссии, по совокупному объему расходов на НИОКР отрасль находится на третьем месте в мире после сферы информационных технологий и медицины.

Объёмы импорта комплектующих в РФ демонстрируют рост. Характерным примером является объём импорта деталей для производства двигателей внутреннего сгорания, который сейчас превышает уровень 2012−2013 годов. Рост зависимости от импортных закупок заметен и на примере конкретных производителей. Так, согласно отчетности ПАО КамАЗ, доля импорта в закупках в январе-сентябре 2020 г. достигала 35,5% по сравнению с 12,1% за аналогичный период 2012 года.

Зависимость российского автопрома от импорта, проявлявшаяся ранее в высокой доле импорта на рынке готовых автомобилей, теперь перешла на уровень автомобильных компонентов. Российский автопром продолжает зависеть от поставок импортных компонентов. И хотя цели по локализации сборочных производств формально считаются выполненными, на самом деле они были достигнуты за счет наименее технологичных компонентов (таких как стекло, детали интерьера и т. д.).

А также за счет неглубокой локализации, в рамках которой при организации выпуска компонентов внутри страны основные комплектующие и материалы для их производства по-прежнему завозятся из-за рубежа.

По сути, автопроизводители декларируют повышение доли российских компонентов при сохранении значительного объема импорта комплектующих", — писали в спокойном 2021-м аналитики Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) в докладе «О необходимости развития производства автокомпонентов в России».

А воз и ныне там, более того, всё продолжает ухудшаться ускоряющимися темпами. Какие производства было открыты за последние 12 месяцев? В том-то и дело, что никаких. Можно отматывать на годы назад, но картина останется прежней.

Читайте также
Михаил Делягин: Вместо призыва «Всё для фронта!» сограждане слышат «Всё хорошо, прекрасная маркиза» Михаил Делягин: Вместо призыва «Всё для фронта!» сограждане слышат «Всё хорошо, прекрасная маркиза» Первые итоги единого дня голосования: действующие главы регионов победили… своих избирателей

Сложности с поставками и расчётами — ещё ладно, в принципе, пока есть «обходные пути». Но на что покупать-то будем? Валютные поступления от экспорта нефти, газа, угля и прочего сырья быстро оскудевают, эти товары и помимо нас есть кому продавать. Причём спокойно, без «кривых» расчётов и угроз всяких санкций со стороны США!

«Если мы говорим об автомобилях с двигателем внутреннего сгорания, можно думать о локализации коробок передач, каких-то решениях для двигателей и так далее. На самом деле спектр гораздо шире: это и подушки безопасности, и системы ABS — то, о чем много говорилось в последнее время, и то, чего не хватает.

Здесь нужна государственная поддержка. И в этом смысле направить её на создание таких компетенций внутри страны будет правильнее, нежели, как часто было в прежние годы, размазывать на поддержку спроса или незначительные шаги в части локализации. Они не решали ключевую проблему компетенций для производства полноценного автомобиля внутри страны даже при самых негативных внешних сценариях", — говорит аналитик в области автопрома Владимир Беспалов.

Никакой господдержки нет и пока не предвидится. Сей факт, судя по всему, собираются возвести в ранг закона, иначе бы данную тему на ВЭФ не стали поднимать. Типа ничего в России мы производить не будем, всё купим. Наверное. Как всегда, персональной ответственности за принимаемые решения никто в нашей стране не несёт, и когда мы станем наблюдать очередной провал, власть сделает вид, что ничего не происходит. Но с такими подходами мы просто потеряем свою страну. Наверху об этом не задумываются?


Последние новости и все самое важное об импортозамещении, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня