Разрекламированная «Искра» будет иметь крайне невысокий процент локализации, по сути, на «АвтоВАЗе» собираются сделать ещё одну «Весту», причём практически по той же самой цене. И с аналогичным уровнем локализации — большая часть компонентов, из которых планируют собирать легковушки, будет привозной. Если, конечно, будет — вовсе не факт, что эти автокомпоненты в РФ вообще продадут.
Российские кузова, отечественные же моторы и МКПП — такую конфигурацию «Искры» планируют запустить в производство. В базовой версии обычные 8-клапанники от ВАЗ-2108/09, в более «продвинутой» — 16-клапанники от ВАЗ-2110.
Правда, моторы в Тольятти нынче собирают из импортных комплектующих, причём из недружественных стран, поэтому ДВС очень условно российские. И, да, весь «обвес» двигателя — система впрыска топлива, зажигания, электрика
С более мощным мотором хотят ставить китайские вариаторы, «роботы» и МКПП-6, тема про отечественные АКПП, про которые в Тольятти ещё недавно так любили поговорить, окончательно сдохла. Впрочем, вовсе не факт, что сам проект «Искры» тоже не помрёт, так как партнёрам из КНР он в общем-то совсем не интересен. А головной боли сулит немало.
Посему все означенные запчасти, из которых хотят колхозить «Искру», могут и не появиться. Тут стоит вспомнить недавнюю историю с Lada X-Cross 5, она же FAW Bestune T77. Китайцы подумали-подумали, и… передумали.
Неинтересной им оказалась и новая «Волга» — о данном проекте, столь широко разрекламированном, нынче скромно помалкивают. Делать Aurus-2 китайцы также отказались, да и все «сборочные производства» в РФ, где с машин откручивают колёса, чтобы тут же их прикрутить обратно, тоже находятся в подвешенном состоянии. Скорее всего, вскоре их ликвидируют.
Можно вспомнить вот ещё что: 21 января 1967 года начались работы по возведению Волжского автомобильного завода, а уже 1 марта 1970-го он выдал первую продукцию. На пустом месте за три года возникло огромное предприятие, для которого за это же время успели подготовить кадры и создать смежников по производству автокомпонентов.
И выпускать в Тольятти стали отнюдь не копии FIAT-124, а «Жигули» — по сути, отечественную разработку на базе данного авто, разница в конструкции там колоссальная. И наша машина получилась намного лучше оригинала, что итальянцы потом не раз признавали.
Поэтому все рассуждения о том, что сейчас проще и быстрей покупать импортные запчасти, а потом (когда-нибудь.) можно (наверное…) и заняться импортозамещением — не более чем вредительство. За те почти что три года, которые минули с введения санкций — «АвтоВАЗ» строили как раз ровно столько! — был шанс создать несколько автозаводов полного цикла. Или несколько десятков полноценных производств по выпуску автокомпонентов. Дабы ни от кого не зависеть. Благо, денег в России было навалом, да и сейчас их тоже хватает.
Но наблюдается совсем иное. Там, где производство отечественных агрегатов ещё сохранилось, их убирают с конвейера и меняют на привозные узлы. Так, на УАЗе в конце 2023 года сняли с производства дизель ЗМЗ-514 — дескать, на него нет топливной аппаратуры. Хотя эту проблему давно можно было бы решить, то есть наладить её производство. Это не так и сложно, особенно если немного упростить конструкцию и перейти на механический впрыск.
Сейчас на «патриотичные» внедорожники собираются ставить китайские дизели JAC HFC4DB21D1, но кто даст гарантию, что их поставки будут стабильными? Вместо отечественной МКПП в Ульяновске до СВО ставили корейские Dymos и импортные же раздаточные коробки, когда их не стало, перешли на аналоги из КНР. Как оказалось, те текут. Сейчас проблему обещают устранить, но обещать — не значит жениться…
В целом же УАЗ переходит на «отвёртку», что руководство завода и не скрывает. КПП больше не делают, «раздатки» тоже, есть информация, что вскоре перейдут и на импортные мосты. То есть занимаются самым настоящим вредительством — «антилокализацией».
Китайский автопром наступает? Да, наступает, причём по всему миру, но совсем не так. В Евросоюзе, США и на других рынках авто из КНР дешевле местных аналогов, у них имеется развитая дилерская сеть, нет проблем с запчастями и сервисом.
За счёт этого и давят. Разительное отличие от того, что творится в РФ. Да и наступление это активно сдерживают при помощи пошлин, которые достигают 100% и более того.
Пошли и иные процессы. Так, в Бразилии остановилось строительство завода по производству электромобилей китайской компании BYD. Местные власти решили, что оно им не нужно, и тут же выяснилось, что на стройке грубо нарушаются права китайских рабочих.
На них, понятное дело, всем наплевать, это не более чем повод. Но факт — стройку остановили.
Зачем? Во-первых, в Бразилии есть свой автопром, который с российским даже сравнивать грешно. По большей части это филиалы транснациональных концернов, но все заводы имеют полный цикл производства.
Впрочем, есть и местные бренды, они вполне себе на плаву. И конкуренты никому не нужны. Во-вторых, сама тема электромобилей оказалось несостоятельной, предприятие просто лишнее.
Всё это конкурентная борьба, где-то честная, где-то — не очень. Тем не менее, все защищают свои национальные рынки, свою экономику, а пришлых пускают лишь на условиях, когда они полезны.
Те же китайцы разрешают строить у себя в стране только предприятия полного цикла производства. Но подобное не имеет никакого отношения к процессам, которые происходят в РФ, где почему-то разрешено всё, что идёт во вред России.