Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / На колесах
11 февраля 17:39

Русская «резина» уступила дорогу китайской: «Патриот» рискует остаться без родных шин

Производство автомобильных покрышек в РФ на 30% ниже уровня 2018 года

2722
Русская «резина» уступила дорогу китайской: «Патриот» рискует остаться без родных шин
Фото: Михаил Синицын/ТАСС

Российская шинная индустрия до сих пор не может оправиться от последствий короновируса, ухода иностранных компаний и прочего негатива. Производство вроде как начало увеличиваться, однако до показателей прошлых лет пока как до звёзд. К тому же жить отечественным заводам стало намного сложней, конкуренция со стороны продукции из КНР нарастает.

Производство шин для легковых автомобилей в РФ вроде как растёт, за 2024-й выпущено 34,6 млн покрышек, что на 13% больше, чем годом ранее. По летним плюс 21,4% — 14,67 млн штук, по зимним ошипованным — плюс 8% (12,83 млн), по «липучкам» рост на 2,3% (5,02 млн), по «всесезонкам» — на 11,4% (1,37 млн). В общем, всё хорошо — типа прогресс.

Наверное, всё именно так и есть. Однако смотря с чем сравнивать. В 2019 было произведено 42,5 млн покрышек, что на 19% больше прошлогоднего результат, а в 2018-м — 47,5 млн, соответственно на 28%. То есть результат 2024-го более чем посредственный, да и перспективы на год текущий тоже как-то не радуют.

Читайте также
«Глушилки» работают, штрафы штампуют, Минтранс футболит: 400 дальнобойщиков просят Путина решить вопрос с «Платоном» «Глушилки» работают, штрафы штампуют, Минтранс футболит: 400 дальнобойщиков просят Путина решить вопрос с «Платоном» Федеральная система находит у водителей большегрузов нарушения даже в Исландии

«Прогнозируемое снижение продаж новых автомобилей в 2025 году, вероятно, приведет к снижению рынка шин», — считают в российском представительстве Pirelli.

На сколько упадёт рынок новых авто пока непонятно, но сильно, скорее всего, на 50−60%. Правда, проводить прямые параллели тут не стоит, уж больно цифры несопоставимые. На начало 2024 года в РФ числилось 44 млн легковых автомобилей, продажи новых составили 1,6 млн единиц, то есть прибавилось всего 3,5%. А это, в общем-то, как говорится «в рамках статистической погрешности».

Короновирус нанёс российской шинной промышленности серьёзный урон, но события 2022 года обошлись куда дороже. Ряд остановленных заводов только недавно заново ввели в строй, и они не успели выйти на плановые показатели. Выйдут ли в принципе — очень хороший вопрос. До недавнего времени шины из РФ, прежде всего, зимние шипованные, вовсю шли на экспорт, в том числе в ЕС. Сейчас этот канал закрыт. Санкции, однако.

Но дело не только в экспорте, на внутреннем рынке тоже не все так гладко. На отечественных производителей, включая расположенные тут заводы иностранных компаний, приходится около 55% продаж. Остальное — импорт. Немножко из Белоруссии, самую чуточку из дальнего зарубежья и очень много из КНР.

Согласно данным информационно-аналитического центра RUPEC, за 2023-й импорт шин из КНВ вырос на 44% в штуках. А вот за январь-сентябрь 2024-го поставки легковых шин из Китая в денежном выражении наоборот снизились на 18% по отношению к аналогичному периоду годом ранее. Информации по физическим объёмам поставок пока нет, но вряд ли они выросли — цены-то не снижаются.

Отечественным производителям за прошлый год стало легче? Отнюдь. Большая часть данного бизнеса принадлежит нашим нефтяникам, которые привыкли вести «бизнес по-русски». За год отечественные шины подорожали на 15−20% и больше в зависимости от типоразмера, а вот китайцы так ценник не ломят. Очень дальновидная политика.

«Российским производителям для улучшения показателей в 2025 году предстоит решить, как минимум, две непростые задачи. Первое — это отвоевание части отечественного рынка у китайских конкурентов. При этом речь идёт не только о конкуренции по цене. Представители Ikon Tyres (бывшая Nokian Tyres, сейчас принадлежит «Татнефти») ещё в начале 2024 года говорили о намерении вывести на рынок покрышки под китайские автомобили. Но пока результатов этой работы не было видно.

Второе — поиск новых внешних рынков, где придется конкурировать все с теми же китайскими производителями, а в некоторых странах и с местными игроками", — пишет в своей статье «Российское производство шин упрется в китайскую стену» главный редактор ИАЦ RUPEC Дмитрий Семягин.

Не видно вообще никаких результатов работы. Заводы из года в год продолжают клепать одни и те же типоразмеры покрышек, да и разница в моделях чисто косметическая. Нет шин не только под китайские кроссоверы, они отсутствуют и под многочисленные внедорожники, эксплуатирующиеся на просторах России.

Штатные колёсики на «Ниву» или УАЗ «Патриот» ещё купить можно, хотя и откровенно дрянные, а что-то получше и побольше — увы, нет. Не производится — даже 30/9,5 R15 (245/80−15) в РФ не делают.

Что уж тут говорить про типоразмеры 33/12,5−16 (305/70−16) или 35/12,5−16 (315/75−16) — нет ничего! Единственный близкий вариант — это Nortec ET-500 35/11 (Алтайский шинный комбинат) в размерности 33/10,5−16.

Однако на дорогах общего пользования эту резину эксплуатировать невозможно, так как отбалансировать её нереально. Любопытно, что Nortec ET-500 35/11,5−16 зачем-то сняли с производства, сейчас распродаются остатки со складов. В 17-м диаметре вообще голяк…

При этом китайцы вовсю наступают, причём это касается не только внедорожной (М/Т) и «универсальной» (А/Т) резины, но и стандартных покрышек для типовых российских легковушек.

Читайте также
Станция конечная: «Электрички» Porsche отменяются, Volkswagen уже угроблен Станция конечная: «Электрички» Porsche отменяются, Volkswagen уже угроблен Бензиновые и дизельные ДВС берут реванш — нефтяники против авто на батарейках

«Чисто российскую недорогую резину на «Жигули» берут неплохо, однако по цене её сейчас сильно давят китайцы, качество у которых лучше, а моделей и типоразмеров больше. Это раньше люди не знали ничего кроме, условно говоря, «Камы» и дорогой импортной резины, сейчас всё поменялось. Приезжает какой-нибудь дедок переобувать старенькую «Ниву», ходит, смотрит, достаёт смартфон, спрашивает есть ли тут халявный Wi-Fi (у нас есть!) и лезет в интернет читать отзывы на разные шины. Рынок стал очень конкурентным, отечественным производителям стоит шевелить «булками», — рассказывает управляющий подмосковным шинным центром Александр.

Но не шевелят и не будут. Шинные заводы достались миллиардерам «в нагрузку» и практически даром, посему, по известной олигархической привычке, из них просто выкачивают все соки при минимуме вложений. Доходы тут совсем не те, что на скважине, смысла инвестировать особо нет.

К тому же все активы означенных деятелей находятся там, за бугром, и они очень боятся злить американцев и их сателлитов.

Это китайцы могут скопировать протектор у какого-нибудь BFGoodrich или Mickey Thompson и им за это ничего не будет — защитит государство. У нас и государство не защитит, да и не нужно это олигархам. Выпускают какую-то там резину — и ладно. И за это, мол, спасибо пусть скажут.

Последние новости
Цитаты
Александр Калинин (ФЗП)

Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Тимофей Борисов

Политологу, германист

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня