
Российская шинная индустрия до сих пор не может оправиться от последствий короновируса, ухода иностранных компаний и прочего негатива. Производство вроде как начало увеличиваться, однако до показателей прошлых лет пока как до звёзд. К тому же жить отечественным заводам стало намного сложней, конкуренция со стороны продукции из КНР нарастает.
Производство шин для легковых автомобилей в РФ вроде как растёт, за 2024-й выпущено 34,6 млн покрышек, что на 13% больше, чем годом ранее. По летним плюс 21,4% — 14,67 млн штук, по зимним ошипованным — плюс 8% (12,83 млн), по «липучкам» рост на 2,3% (5,02 млн), по «всесезонкам» — на 11,4% (1,37 млн). В общем, всё хорошо — типа прогресс.
Наверное, всё именно так и есть. Однако смотря с чем сравнивать. В 2019 было произведено 42,5 млн покрышек, что на 19% больше прошлогоднего результат, а в 2018-м — 47,5 млн, соответственно на 28%. То есть результат 2024-го более чем посредственный, да и перспективы на год текущий тоже как-то не радуют.
«Прогнозируемое снижение продаж новых автомобилей в 2025 году, вероятно, приведет к снижению рынка шин», — считают в российском представительстве Pirelli.
На сколько упадёт рынок новых авто пока непонятно, но сильно, скорее всего, на 50−60%. Правда, проводить прямые параллели тут не стоит, уж больно цифры несопоставимые. На начало 2024 года в РФ числилось 44 млн легковых автомобилей, продажи новых составили 1,6 млн единиц, то есть прибавилось всего 3,5%. А это, в общем-то, как говорится «в рамках статистической погрешности».
Короновирус нанёс российской шинной промышленности серьёзный урон, но события 2022 года обошлись куда дороже. Ряд остановленных заводов только недавно заново ввели в строй, и они не успели выйти на плановые показатели. Выйдут ли в принципе — очень хороший вопрос. До недавнего времени шины из РФ, прежде всего, зимние шипованные, вовсю шли на экспорт, в том числе в ЕС. Сейчас этот канал закрыт. Санкции, однако.
Но дело не только в экспорте, на внутреннем рынке тоже не все так гладко. На отечественных производителей, включая расположенные тут заводы иностранных компаний, приходится около 55% продаж. Остальное — импорт. Немножко из Белоруссии, самую чуточку из дальнего зарубежья и очень много из КНР.
Согласно данным информационно-аналитического центра RUPEC, за 2023-й импорт шин из КНВ вырос на 44% в штуках. А вот за январь-сентябрь 2024-го поставки легковых шин из Китая в денежном выражении наоборот снизились на 18% по отношению к аналогичному периоду годом ранее. Информации по физическим объёмам поставок пока нет, но вряд ли они выросли — цены-то не снижаются.
Отечественным производителям за прошлый год стало легче? Отнюдь. Большая часть данного бизнеса принадлежит нашим нефтяникам, которые привыкли вести «бизнес по-русски». За год отечественные шины подорожали на 15−20% и больше в зависимости от типоразмера, а вот китайцы так ценник не ломят. Очень дальновидная политика.
«Российским производителям для улучшения показателей в 2025 году предстоит решить, как минимум, две непростые задачи. Первое — это отвоевание части отечественного рынка у китайских конкурентов. При этом речь идёт не только о конкуренции по цене. Представители Ikon Tyres (бывшая Nokian Tyres, сейчас принадлежит «Татнефти») ещё в начале 2024 года говорили о намерении вывести на рынок покрышки под китайские автомобили. Но пока результатов этой работы не было видно.
Второе — поиск новых внешних рынков, где придется конкурировать все с теми же китайскими производителями, а в некоторых странах и с местными игроками", — пишет в своей статье «Российское производство шин упрется в китайскую стену» главный редактор ИАЦ RUPEC Дмитрий Семягин.
Не видно вообще никаких результатов работы. Заводы из года в год продолжают клепать одни и те же типоразмеры покрышек, да и разница в моделях чисто косметическая. Нет шин не только под китайские кроссоверы, они отсутствуют и под многочисленные внедорожники, эксплуатирующиеся на просторах России.
Штатные колёсики на «Ниву» или УАЗ «Патриот» ещё купить можно, хотя и откровенно дрянные, а что-то получше и побольше — увы, нет. Не производится — даже 30/9,5 R15 (245/80−15) в РФ не делают.
Что уж тут говорить про типоразмеры 33/12,5−16 (305/70−16) или 35/12,5−16 (315/75−16) — нет ничего! Единственный близкий вариант — это Nortec ET-500 35/11 (Алтайский шинный комбинат) в размерности 33/10,5−16.
Однако на дорогах общего пользования эту резину эксплуатировать невозможно, так как отбалансировать её нереально. Любопытно, что Nortec ET-500 35/11,5−16 зачем-то сняли с производства, сейчас распродаются остатки со складов. В 17-м диаметре вообще голяк…
При этом китайцы вовсю наступают, причём это касается не только внедорожной (М/Т) и «универсальной» (А/Т) резины, но и стандартных покрышек для типовых российских легковушек.
«Чисто российскую недорогую резину на «Жигули» берут неплохо, однако по цене её сейчас сильно давят китайцы, качество у которых лучше, а моделей и типоразмеров больше. Это раньше люди не знали ничего кроме, условно говоря, «Камы» и дорогой импортной резины, сейчас всё поменялось. Приезжает какой-нибудь дедок переобувать старенькую «Ниву», ходит, смотрит, достаёт смартфон, спрашивает есть ли тут халявный Wi-Fi (у нас есть!) и лезет в интернет читать отзывы на разные шины. Рынок стал очень конкурентным, отечественным производителям стоит шевелить «булками», — рассказывает управляющий подмосковным шинным центром Александр.
Но не шевелят и не будут. Шинные заводы достались миллиардерам «в нагрузку» и практически даром, посему, по известной олигархической привычке, из них просто выкачивают все соки при минимуме вложений. Доходы тут совсем не те, что на скважине, смысла инвестировать особо нет.
К тому же все активы означенных деятелей находятся там, за бугром, и они очень боятся злить американцев и их сателлитов.
Это китайцы могут скопировать протектор у какого-нибудь BFGoodrich или Mickey Thompson и им за это ничего не будет — защитит государство. У нас и государство не защитит, да и не нужно это олигархам. Выпускают какую-то там резину — и ладно. И за это, мол, спасибо пусть скажут.