Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Импортозамещение
12 февраля 12:57

КамАЗ подхватил от АвтоВАЗа дурную болезнь

Поспешный протекционизм может обернуться остановкой автогиганта в Набережных Челнах

4643
КамАЗ подхватил от АвтоВАЗа дурную болезнь
Фото: Егор Алеев/ТАСС

Поставки китайских грузовиков Shacman на российский рынок временно прекращены, одобрение типа транспортных средств (ОТТС) приостановлено. Не для всей продукции данного производителя, но это уже частности, расширить список недолго.

КамАЗ проигрывает конкурентную борьбу с грузовиками из КНР, поэтому о причине введения «госрегулирования» догадаться несложно.

«Китайские автопроизводители в целом достаточно активно проникают на наш рынок, завоевывая всё большую долю. Для восстановления баланса министерством проводится последовательная индексация утильсбора. Но этого недостаточно. Нужна более жёсткая работа по сертификации и особенно — по проверке соответствия машин из серийных партий.

В министерстве уже проводили соответствующий анализ по грузовикам, и выявили серьёзные нарушения по автомобилям трёх китайских марок, которые просто нельзя допускать на дороги.

Читайте также
Дожили: Кузбасс остался без сортового угля, люди скоро будут коченеть в своих домах Дожили: Кузбасс остался без сортового угля, люди скоро будут коченеть в своих домах Нормальный уголь для земляков стал невыгоден «киприотам», будут травить «землей»

По таким кейсам будем предпринимать меры, вплоть до отзыва сертификата, и работать с Генпрокуратурой. Это крайне необходимо, учитывая, что спрос на грузовики может просесть на четверть", — заявил на днях глава Минпромторга Антон Алиханов.

И его слова не разошлись с делом, Росстандарт оперативно приостановил действие ОТТС на грузовики Shacman типа SX3258. Пока только на них, а там уж как пойдёт дальше…

«Контрольно-надзорное мероприятие проведено по согласованию с органами прокуратуры. Причиной принятия Росстандартом данного решения является выявленное в рамках проведенных контрольных (надзорных) мероприятий несоответствие транспортных средств Shacman типа SX3258 целого ряда обязательных требований, предъявляемых к колёсным транспортным средствам, а именно в части шумовых ограничений, задних противоподкатных и боковых защитных устройств и т. д.

Данные нарушения представляют значительную опасность здоровью и жизни как самих водителей транспортных средств, так и других участников дорожного движения", — говорится в официальном документе ведомства.

Насколько критична ситуация именно с Shacman SX3258, неизвестно, но проблемы с китайскими грузовиками действительно имеются. Порой очень серьёзные. Прошлым летом у новенького самосвала Howo отказали тормоза, на трассе М-2 произошло страшное ДТП, погибло четыре человека. Хватает и иных подобных аварий, в том числе, увы, тоже со смертельными исходами.

Фигурирует ли данная марка в означенном списке из «трёх китайских марок» или нет, неизвестно, но вряд ли. Основная проблема всё-таки не в безопасности граждан РФ, а в ином.

По итогам 2024 года КамАЗ потерял лидерство на российском рынке грузовиков. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в категории крупнотоннажников (более 16 тонн) на первое место вырвался бренд Sitrak, машины из Набережных Челны вторые, а на пятки им наступает Shacman. FAW и Dongfeng также составляют сильную конкуренцию, равно как и означенные выше Howo. В общем, всё очень тревожно. Для КамАЗа.

Именно поэтому появление грозного заявления Минпромторга и последовавшего за ним решения Росстандарта воспринимается сугубо однозначно. Не получилось конкурировать с китайцами на рынке — включаем «административный ресурс». Ничего нового, да и пресловутой «российской специфики» тут нет, подобное происходило (и происходит) во всех странах.

Протекционистские меры по поддержке отечественного производителя нужны, без них никак — но лишь когда идёт развитие собственного производства. Вот только на предприятии явно пошли по пути «АвтоВАЗа», где из китайских компонентов колхозят «Весты» и собираются то же самое сделать с «Искрами».

На КамАЗы нынче ставят китайские кабины, иные импортные комплектующие. При этом о каких-то собственных проектах — прежде всего в сфере производства автокомпонентов — почему-то ничего не слышно. Такими темпами грузовики из Набережных Челны станут некими конструкторами, то есть завод скатится до уровня «отвёрточной сборки». В общем-то, пока всё к тому и идёт.

Но при этом конкурентов предлагается давить, собственно, в Тольятти занимаются тем же самым. Особой пользы для экономики РФ тут не просматривается, скорее вред — за всё платит потребитель — но руководство предприятия это не интересует.

«Претензии к Shacman могут быть вполне оправданны, но мне это напоминает ещё не очень честную конкурентную борьбу. Всё это не очень красиво выглядит — как защита отечественного производителя любой ценой. Сначала мы кратно подняли утильсбор, тут же начинаем закручивать гайки с сертификацией», — считает автоэксперт Игорь Моржаретто.

Читайте также
Народный референдум: Россияне выскажутся о ценах, ЖКХ и пенсионной реформе Народный референдум: Россияне выскажутся о ценах, ЖКХ и пенсионной реформе Социальная кампания коммунистов вернёт народу участие в политике

Кстати, кому принадлежит контрольный пакет акций ПАО «КамАЗ», непонятно. В 2016 году 49,9% капитала там было за «Ростехом», но по данным на конец 2022-го — более свежей информации почему-то нет — у госкорпорации уже только 47,1%. Пакет в 15% у Daimler AG остался неизменным, доля в 23,54% у таинственного ООО «Автоинвест» (ранее обо же Avtoinvest Limited) тоже.

Что поменялось? Позиция «Прочие юридические и физические лица» — там было 11,56% акций, стало 14,36%. Кто эти самые лица, какое их гражданство, в чьих интересах они проводят политику? Ответа на этот вопрос нет. Как нет и ответа на вопрос почему у Daimler AG ещё не изъяли их долю капитала, хотя за границей с российской собственностью сейчас проделывают именно это.

Чем завершится конфликт на рынке грузовых автомобилей, пока неясно, у китайцев тут явно более сильные позиции — поставки деталек на КамАЗ могут просто перекрыть, и конвейер встанет. А пресловутого импортозамещения нет и не предвидится, это слово российские чиновники и прочие начальники вообще забыли. Поговорили в 2022-м, и хватит.

Китайские грузовики наступают, захватывают российский рынок. А отечественных всё меньше и меньше, факт. Рецепт противодействия тут известен — нужно налаживать производство автокомпонентов, выходить на стопроцентную локализацию производства всех узлов и агрегатов.

Да, некий протекционизм тоже не помешает, но только в качестве довеска. Иначе проиграем. Увы, всё идёт именно к этому.

Последние новости
Цитаты
Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня