
Первой автомобильной «ласточкой», вернувшийся на российский рынок, может стать южнокорейский концерн Hyundai-Kia. Но может и не стать, так как при действующих ставках так называемого утилизационного сбора организовать массовые — как это было ранее — продажи точно не получится. Единственный вариант — это открывать в РФ полностью локализованное производство, но американцы точно будут против.
До конца 2025 года Hyundai-Kia может вернуть себе свой бывший российский завод, ведь у корейцев имеется опцион на его обратный выкуп. Подобная информация появилась в СМИ Южной Кореи, причём нужно понимать, что дутые сенсации там не приветствуются — иной национальный менталитет. То есть какая-то движуха, судя по всему, пошла.
Точнее, она и не останавливалась, корейцы, пусть и «на нелегальном положении», в РФ присутствуют. На их бывшем заводе в Питере как бы из остатков машинокомплектов собираются авто, которые потом продаются под брендом Solaris.
Когда вся это бодяга начиналась были сомнения, что проект проработает долго по причине ограниченного количества деталек. Но пока он не закрылся. Сколько ж комплектующих там под матрас упрятали?
Вроде как находящиеся на территории РФ запасы машинокомплектов оценивались на уровне 70 тысяч штук, довольно приличный объём. Сборка стартовала год назад, в конце февраля 2024-го, то есть данные легковушки естественно было бы увидеть в статистике продаж.
Однако в данных по итогам продаж новых авто за 2024 года бренд Solaris вообще не упоминается. Есть даже «Москвич» с его мизерной реализацией, в основном по госструктурам и прочим подобных юрлицам, но корейцев нет. Это как понимать?
Автомобили в салонах есть, пока 2024 года выпуска (сборки), но вскоре ожидаются и «свежие» — 2025-го. Solaris HC — он же Hyundai Creta — с мотором 1,6 литра на АКПП и переднем приводе можно купить от 2,5 млн рублей, кроссоверы в этой самой минимальной комплектации имеются.
Приходи, плати и забирай. Машина этого года обойдётся на 100 тысяч рублей дороже, что вообще-то несущественно. В подарок предлагается один комплект шин и ещё какие-то плюшки.
Выбор цветов невелик — белый, чёрный, синий и красный — но все тоже имеются в наличии. Кстати, на официальном сейте этот самый НС от 2,65 млн рублей, а де-факто уже продают чуть дешевле.
Все остальные модели тоже присутствуют. То есть сборочное производство в Питере действует, тут всё честно. Другое дело, что с объёмами как-то всё непонятно. Почему машины есть в салонах, но отсутствуют в статистике продаж?
Конкуренты? Если брать Hyundai Creta, то это Haval Jolion — от 2,35 млн рублей за авто 2024 года — 1,5 л, «робот», передний привод. По понятным причинам многие россияне предпочтут корейца китайцу, да и АКПП в плане надёжности и ресурса гораздо лучше «робота».
Но у Haval с продажами в прошлом году всё было отлично, а означенный Jolion вообще на третьем месте после «Гранты» и «Весты» с результатом почти 89 тысяч единиц. А «Креты» нет.
То есть налицо какие-то непонятки, кто-то где-то что-то недоговаривает. Никто не станет содержать сборочное производство, если авто не продаются, но тогда и машин не будет в салонах. А они есть. Новые Creta и прочие легковушки Hyundai-Kia на дорогах встречаются, не особо часто, но их всяко больше, чем «псевдомосквичей», которые кроме как у столичного такси и каршеринга нигде замечены не были.
Судя по всему, налицо проблемы с той самой статистикой. Почему-то продажи питерских «корейцев» не учитываются, что очень странно. Да, машины дороги, но сейчас все новые авто в РФ стоят совершенно запредельных денег. И будут стоить. Этот момент в Южной Корее, бесспорно, тоже будут учитывать.
«Все прекрасно понимают, что если каким-то образом они и будут пытаться продавать автомобили, у нас теперь есть утильсбор — автомобили будут ещё дороже. К тому же решение корейцев целиком и полностью зависит от позиции Вашингтона.
И как только позиция Вашингтона будет прозрачна и понятна, корейцы, наверное, сделают какие-то шаги по возврату в Российскую Федерацию. Но пока мы понимаем, что до этого ещё далеко, в этом году это точно не случится", — считает главный редактор автомобильного сетевого издания Quto.ru Максим Ракитин.
То есть факторов неопределённости предостаточно. Да и собирать авто в Питере при нынешних правилах начисления утильсбора невыгодно, проще сразу ввозить из-за бугра готовые транспортные средства. Тот же завод в Калуге в очередной раз перезапускают, обозначая новые цифры сборки — ещё более высокие. Про то, что все предыдущие показатели пошли псу под хвост, тактично помалкивают.
Утильсбор не придётся платить в том случае, если большая часть машины будет «с нуля» изготовлена в РФ — и мотор, и трансмиссия, и всё прочее. То есть полноценное производство автокомпонентов. Янкесы на это точно не дадут добро.
Вне всякого сомнения, корейцы в курсе сложившейся ситуации, да и считать они умеют — за два с лишним миллиона рублей покупать новые Kia Rio и иже с ними в РФ не будут. Просто таких денег у народа нет. В этой связи размышлять про возврат того же Volkswagen и вовсе нет смысла, изначально бюджетные авто в России мигом становятся «олигархическими».
Хотя всё это в целом не более чем гадания на кофейной гуще, ни о каких серьёзных намерениях Москву никто не уведомлял. «Кремль пока не получал сигналов о желании бизнеса из стран Запада, а также Южной Кореи и Японии вернуться на российский рынок», — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Нет и соответствующего разрешения для Сеула из Вашингтона, равно как отсутствуют и какие-либо фактические положительные сдвиги во взаимоотношениях России и «цивилизованных стран». Пока налицо не более чем заявления на эмоциях о том, что может произойти. А может и не произойти…
Однако с точки зрения экономической ситуации в РФ момент для возвращения корейцев и прочих иностранных брендов явно неблагоприятный. Хотя, конечно, этот самый утильсбор к экономике никакого отношения и не имеет. Но он есть — и увеличивает цену импортных легковушек вдвое. Плюс падение реальных доходов россиян. Как в таких условиях торговать машинами не очень понятно. Доступными — никак.