Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Импортозамещение
11 апреля 15:12

«Мерседесы» от Лукашенко. Выдержит ли немецкий автопром конкуренцию с Батькой

Василий Колташов: Надо брать у Запада всё, что нам нужно, без оглядки на «правила»

12276
На фото (слева): президент Белоруссии Александр Лукашенко.
На фото (слева): президент Белоруссии Александр Лукашенко. (Фото: Максим Григорьев/ТАСС)
Материал комментируют:

Догнать и перегнать Mercedes белорусско-российский автопром может в течение пары лет, заявил президент Александр Лукашенко. Разумеется, при правильном подходе к делу.

В Союзном государстве есть необходимые для развития собственного автопрома компетенции и школы. Основа заложена, надо двигаться дальше, считает Батька.

Белоруссия, по его мнению, продолжит поддерживать высокие темпы роста, несмотря на санкции. Надо усиливать импортозамещение, развивать технологический суверенитет. Кроме компетенций у нас есть и сырье, и технологии, пусть не самые передовые. Достаточно «поездить три-четыре года на «Мерседесах», присмотреться, достичь их уровня, а затем — чего бы и не превзойти?

В самом деле, Белоруссия ведь уже делает лучшие в мире карьерные самосвалы, шасси для военной техники, сохранила и развивает производство микроэлектроники. Но почему же одна часть Союзного государства так сильно отличается от другой и что мешает России брать пример с процветающей братской республики?

Читайте также

Экономист Василий Колташов напоминает: в Белоруссии сохранили советскую систему образования, ее качество, не загружают преподавателей бессмысленной отчетностью вместо работы:

— Лукашенко уверен в своих кадрах. У него в любой отрасли — очень грамотные специалисты, в том числе техники, рабочие, что очень важно. А в России такой уверенности нет.

Да, Михаил Мишустин пообещал, что у нас «курьеров с высшим образованием станет меньше». Но вопрос в том, какие это будут специалисты, какого качества?

Для успеха в автомобилестроении и в других вопросах, которые Александр Григорьевич затронул, нам нужны в первую очередь кадры. Произвести несколько моделей хороших автомобилей современного дизайна — реально. Надо закупить оборудование и обеспечить стопроцентную локализацию на территории Союзного государства.

«СП»: Сделать — это одно, а ведь еще продать надо. Куда?

— Тут у нас проблема под названием нехватка протекционистских мероприятий. Необходимо, чтобы все казенные учреждения пользовались только отечественной продукцией. Хотя бы в бюджетной сфере государство может позволить себе тратить деньги на покупку отечественных автомобилей.

Для чиновников должно стать карьерным стоп-сигналом, если они сами или члены их семей пользуются иностранными, а не российскими машинами.

Если мэр такой-то ездит на «Мерседесе», значит, он против возрождения российской автомобильной промышленности. И его подчиненные — такие же. Эти люди нам на руководящих постах не нужны.

Я понимаю, что у них полные гаражи иномарок. Понимаю, что они брезгуют отечественным, молятся на Запад. Не все, но многие из среднего бюрократического звена, не самый верх, но достаточно высокий уровень. Хотя с губернаторами ситуация стала получше.

Когда вся бюджетная сфера перейдет на отечественные машины, мы получим базовый рынок, на основе которого можно совершенствовать первые и потом создавать новые модели автомобилей.

Опираясь на такую формулу и на изменение образовательной политики, чтобы иметь кадры не номинальные, а профессиональные, можно сделать, то, что предлагает Лукашенко.

«СП»: А чему еще можно поучиться у Белоруссии? В чем феномен белорусской школы хозяйствования, если он вообще есть? Существует мнение, что Белоруссия — это «еще одна область России».

— Поучиться копированию. Я хорошо запомнил, как много лет назад, на совещании по вопросам легкой промышленности, швейного производства, на котором присутствовал Лукашенко, когда его спросили: «Что нам производить?», он ответил: «Если у вас своих идей нет, листайте итальянские каталоги!» Понимаете намек?

По этим западным каталогам сейчас шьют китайцы. Да, итальянцы с французами хорошо работают в моде. Не говорю про совсем уж уродливые вещи модельеров от-кутюр. А остальное — пожалуйста, можно копировать: лекала, дизайн — всё. И это правильно!

«СП»: Белоруссия ведь невелика и по населению, и по материальным возможностям.

— Давно находясь под санкциями, видя ненависть к себе Запада, белорусское руководство позволило своей стране свободнее прибегать к копированию — настолько, насколько промышленные возможности позволяют.

А сейчас они резко выросли. Но и потребности тоже. Значит, нужно смело копировать самые разные иностранные изделия: и в фармацевтике, и в швейном деле, и в производстве мебели.

«СП»: Западные модели гораздо лучше, чем «цыганское барокко», на производстве которого у нас специализируются многие!

— Этим грешат производители и дорогой мебели, и бюджетной. Они почему-то уверены, что покупатели изделий подешевле — «крестьяне», которые ничего не понимают. А дорогую мебель покупают, по мнению производителей, «чванливые дураки».

Но народ у нас уже давно знает, что такое скандинавский минимализм, что такое мебель в стиле классического барокко. Значит, надо копировать и производить именно востребованные модели.

И так везде: заимствовать детали, узлы, конструкции, всевозможные механизмы. Копировать и выдавать патенты своим производителям.

Читайте также

Пусть производят запатентованное в России. И никому ничего не платить. Все, что копируется из недружественных государств, должно производиться без отчислений на Запад.

У нас это все пока не так, как надо. Все еще действуют какие-то нормы, о которые спотыкаемся. Ведь западные компании могут подать иск! Какой и куда? Мы на грани ядерной войны с ними. Какие у них могут быть права на нашем рынке?

«СП»: Видимо, такова сила инерции, с тучных времён? Привыкли жить с оглядкой на Запад.

— Сейчас Эммануэль Макрон бряцает ядерным оружием. С какой стати нам считаться с французскими и любыми другими недружественными интересами?! Наша задача — избавить западные компании от привилегий на нашем рынке. В Белоруссии у зарубежных производителей таких привилегий, насколько я знаю, нет.

«СП: В чем причина? В разнице российского и белорусского менталитетов? Ведь все 35 лет что-то все время мешало более тесному объединению наших народов?

— В России много менталитетов. Белорусский — ближе к нашему крестьянскому, нечерноземному менталитету. Это такой глубинный, простой народный менталитет, очень нам родственный, на самом деле.

Но в Белоруссии он еще усилен чем-то вроде «протестантской этики», как ни странно. Откуда она там взялась?..

Тем не менее, белорусы считают, что надо хорошо трудиться, не халтурить, бережно относиться к окружающей среде, не столь варварски, как у нас.

Если сравнить население разных частей страны, наших запада и востока, севера и юга, везде вы увидите серьезные отличия. Южане сильно отличаются от северян. Но не буду говорить в чем, чтобы никого не обидеть, — резюмировал эксперт…

Вернемся к конкретике: в декабре 2024 г. пресс-служба Национальной академии наук (НАН) Белоруссии сообщила, что наши страны рассматривают создание совместного предприятия по производству электромобилей. Есть предварительные договоренности. С нашей стороны проект курирует «Росатом».


Последние новости и все самое важное об импортозамещении, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Айнур Курманов

Лидер Социалистического движения Казахстана

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня