
Автомобили в РФ с каждым днём становятся менее доступными, 10−12 лет назад всё в этом плане было гораздо привлекательней. Росстат декларирует невиданный рост зарплат, между тем на простенькую новую легковушку нужно копить годами. В богатейшей стране мира, которая снабжает природными ресурсами половину планеты, граждане почему-то не могут себе позволить даже самую простенькую машину.
«Если считать соотношение количества средних зарплат к средней цене автомобиля, то лучшим годом был 2013-й. В тот год требовалось в среднем 30 среднестатистических зарплат. Она тогда была вроде бы не сильно большой — 29,8 тысячи рублей. Но средневзвешенная цена нового автомобиля составляла всего 907 тысяч рублей. В это даже сложно сейчас поверить…
Самое интересное — какие автомобили мы тогда могли себе позволить. 82% из проданных в 2013 году новых легковых автомобилей — иномарки. Их средняя стоимость была чуть выше 1 млн рублей. На новый автомобиль известного иностранного бренда достаточно было всего 34 зарплаты.
В прошлом 2024 году, для покупки новой среднестатистической иномарки (на 88% китайской) нужно было потратить в среднем 44 зарплаты. То есть, почти в полтора раза больше, чем в 2013 году. Хотя она по Росстату выросла в прошлом году аж до 87 952 рублей", — посчитал глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
Да, по Росстату жить мы стали почти в три раза богаче. Но почему-то при этом для приобретения авто нам нужно теперь ничего не пить и не есть аж почти четыре года. К чему бы это? Что-то в этой статистике хромает, и это отнюдь не цены на транспортные средства.
К тому же эти самые 44 зарплаты — по росстатовской среднестатистической калькуляции, сей показатель ничего, кроме злобы, у 90% россиян не вызывает. Фактически нужно говорить про сотню месяцев, никак не меньше, то есть про 7−8 лет.
Преувеличение? А вот и нет. Более 90% авто в РФ в 2023—2024 годах покупалось в кредит, средний срок которого составлял более 6 лет.
И когда ссуды брать стало нерентабельно продажи упали. Сейчас они минимальны, так как собственных денег у «разбогатевшего» народа странным образом нет. Совсем нет, посему огромные запасы авто не уменьшаются. Данный «феномен» из соображений политкорректности анализировать нынче не принято, но факт есть факт.
А что у наших извечных противников/союзников/партнеров/недругов? У американцев, немцев, японцев?
Самый популярный автомобиль в США — полноразмерный пикап Ford F-250, в 2024 году простые американцы купили 765 тысяч таких машин. Для нас — это огромный роскошный грузовик.
Для них — вполне себе простецкое утилитарное транспортное средство, ценник на которое начинается с $37 тысяч.
Дорого это или дёшево? При среднестатистической зарплате после уплаты налогов в $55 тысяч в год (так там принято считать, в переводе на наши стандарты — $4600 в месяц) этот пикап, действительно, вполне себе народный автомобиль. А какой-нибудь простенький седанчик можно приобрести и в два раза дешевле…
Самым продаваемым автомобилем в Германии по итогам 2024-го в очередной раз стал Volkswagen Golf, его выбрали более 100 тысяч немцев. И страна поменьше, и покупателей тоже, да и машинка поскромней. Golf в базовой комплектации, а там она теперь довольно богатая — экономные немцы, к слову, вообще любят покупать «базу» — стоит от 28 тысяч евро.
При средней зарплате нетто (после уплаты налогов) в 2700 евро за авто придётся отдать чуть больше десяти получек. Да, янкесы живут гораздо богаче. Придётся влезать в автокредит. Впрочем, это не так уж и страшно.
«Декларируемые ставки по автокредитам — 5−6% годовых, но есть нюансы. Не сказать, что продажи идут так уж хорошо, периодически по ряду марок и моделей устраивают всякие «акции». Конкретно Volkswagen Golf, наверное, это касается меньше всего, но это, в общем-то, не самый дешёвый автомобиль. Тем не менее, и тут есть варианты сэкономить.
Да и эти 2700 евро в месяц не вполне соответствуют действительности, чиновники считают их по чисто формальным показателям.
Между тем современные немцы очень уважают наличные расчёты, в том числе по всяким «подработкам» и прочим доходам, хвалёный Ordnung по уплате налогов в прошлом. И если российский Росстат всё безбожно завышает, то местные его коллеги, наоборот, недосчитывают. Это всем известно, но не афишируется", — объясняет «русский немец» Михаил.
По итогам 2024 года больше всего японцам понравилась Toyota Corolla, эту машинку выбрали 167 тысяч жителей Страны Восходящего Солнца. Ценник — от 2 млн. иен, за эти деньги покупатель получает отличную комплектацию, хорошо знакомую всем любителям «праворулек».
Для внутреннего рынка там, действительно, делают самое лучшее.
После уплаты налогов у среднестатистического японца остаётся на руках около 255 тысяч иен, то есть за год он зарабатывает более 3 млн иен. На Corolla придётся горбатиться аж 8 месяцев — какая жуть… Наверное, именно поэтому простые японцы зачастую берут что попроще, всякие субкомпакты, их купить намного быстрей. Правда, по меркам России это тоже какие-то совершенно неземные по уровню оснащения и комфорта авто.
7300 юаней — столько остаётся у среднего китайца после уплаты налогов, причём те, кто получают 5000 юаней и меньше за месяц их не платят вовсе. Обирать бедных — этим занимаются только в России.
Самый продаваемый автомобиль в Поднебесной по итогам прошлого года — лифтбек BYD Qin Plus DM. Очень достойная машинка, и снаружи, и внутри, и под капотом тоже, продукция «АвтоВАЗа» даже рядом не стояла. Ценник — от 90 тысяч юаней, то есть годовая зарплата. Вполне на уровне Германии и ещё множества стран.
По итогам 2024 года в КНР было реализовано более 23 млн новых автомобилей. Кому не хватает денег — вот вам кредит, по ставке рефинансирования (3,1% годовых). Плюс прочие меры стимулирования спроса, ведь продажи подстёгивают развитие индустрии.
Как несложно догадаться, совершенно справедливо и обратное — рост цен на «жигуляторы» и прочие российские пепелацы приводит к тому, что отечественный автопром загибается. За подобные «шуточки» в Поднебесной ставят к стенке.
Можно перебрать ещё множество стран, но результат везде будет идентичным — по недоступности автомобилей для населения Россия на первом месте в мире. Даже если считать по «Гранте», при реальных — не росстатовских — получках на неё придётся потратить около 40 зарплат. Хотя ещё 10−12 лет назад бюджетная продукция из Тольятти была вполне доступной.
Число олигархов-миллиардеров в РФ неуклонно растёт, их совокупное состояние тоже. А народ массово пересаживается на подержанные машинки. Вас это удивляет? Всё, в общем-то, так, как в своё время писал В.И. Ленин — богатые богатеют, а бедные беднеют. Чем это тогда закончилось, хорошо известно.