
Минпромторг, согласно поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова, расширил программу льготного кредитования. Теперь семьи с тремя и более детьми смогут приобрести российский автомобиль со скидкой в 10%. Также участники СВО, которые получили ранения в зоне боевых действий, смогут приобрести автомобили с ручным управлением по скидке в 40%.
Льготное автокредитование предполагает базовую скидку в 20%, а для жителей Дальневосточного ФО — в 25%. Под этому программу попадают медработники, работники сферы образования, участники СВО и члены их семей, граждане с инвалидностью, а также семьи с одним и более детьми, которые покупают авто в регионах Дальнего Востока.
Последнее исследование ВЦИОМ показало, что за 2014−2024 годы доля многодетных (имеющих более трех детей) россиян выросла в 1,8 раза. К началу 2025 года, по словам замглавы департамента демографической и семейной политики Минтруда Елены Семеновой, число многодетных семей подросло до 2,65 млн.
Это хорошо. Но помогут ли предпринимаемые правительством меры, в частности, льготы на автокредиты, стабилизировать рынок? Россия ведь не Узбекистан, где многодетные семьи — давняя национльня трдиция.
Доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев в разговоре с «СП» отметил, что на российском авторынке сегодня, действительно, большие проблемы.
— Продажи падают так резко, что это может привести к снижению показателя на 30% по итогам года. Спрос на иномарки, которые представлены китайскими брендами, сокращается еще сильнее.
За первые месяцы 2025 года авторынок падал на 40−45% год к году. В апреле продажи бренда Lada упали на 32,6% год к году, а за первые 4 месяца года — на 20,6%. Многие китайские марки потеряли еще больше, к примеру, за январь-апрель продажи Geely обрушились более чем на 50%.
Мера со скидками на отечественные авто на этом фоне призвана оживить потребление. С текущей тенденцией спрос может упасть до крайне низких показателей, если совсем ничего не делать.
«СП»: Насколько это будет действенно?
— Не думаю, что данная мера переломит тенденцию резкого снижения продаж, но какой-то эффект от этого точно будет.
10% - не такая большая скидка, если речь идет об автомобилях. Число потенциальных потребителей этой льготы тоже не так велико, и не все многодетные семьи захотят воспользоваться скидкой.
К тому же экономика замедляется, а это означает в том числе сокращение роста реальных располагаемых доходов населения. На потребление негативно влияет и неопределенность экономической ситуации.
Потенциальные покупатели воздерживаются от приобретения автомобилей, не понимая, что будет происходить с их доходами в будущем. Еще одним сдерживающим фактором остаются дорогие кредиты при высокой ключевой ставке.
«СП»: Будут ли в таких условиях китайские компании меньше завозить автомобилей в 2025—2026 годах?
— По итогам недавней встречи с председателем КНР Си Цзиньпином в Москве президент Владимир Путин заявил о заинтересованности России в том, чтобы китайские автоконцерны создавали производства у нас. Пока они не спешат, посмотрим, что будет дальше.
Китайские автопроизводители учитывают то, что происходит на российском рынке, и, думаю, что будут вести сдержанную политику. Падение покупок все же значительное. До настоящего времени китайские компании не проявляли заметную заинтересованность в совместных предприятиях в России. Их бизнес, за исключением Калужского завода Haval, предпочитает продавать автомобили, которые завозят из Китая.
Китайские компании видимо считают, что такая модель бизнеса более рентабельна. Думаю, что они поступают так в том числе из-за высокой неопределенности экономической ситуации. Пока не появится больше ясности на российском рынке, они не зайдут сюда с большими инвестициями для совместного производства.
«СП»: Могут ли эти ограничения быть связаны с тем, что Китай в последнее время больше ориентируется на производство и экспорт электромобилей, для которых в России недостаточно инфраструктуры?
— Да, это может быть одной из причин. Хотя премиальные электромашины, вроде Zeekr, продаются достаточно хорошо. Но они ориентированы на более платежеспособный европейский рынок. Китайские авто завоевали в Европу большую нишу.
А в условиях тарифной войны, которая не так близка к полному завершению, перспективы китайского экспорта могут даже вырасти.
Действия США подтолкнули Европу к большему сближению с Китаем. И тогда непонятно, зачем китайским компаниям больше работать с российским рынком, если на другом направлении открывается больше перспектив.
«СП»: Как в условиях падения потребления Россия может поддержать отечественных автопроизводителей?
— Недавно Госдума во втором и третьем чтениях приняла законопроект, который ужесточает локализацию для машин такси с 1 марта 2026 года. То есть фактически среди парка такси останутся машины отечественного производства. Среди них не только авто, которые произведены на Тольяттинском заводе, но и, к примеру, «Москвичи».
Это достаточно сильная мера, куда более значимая, чем программы стимулирования отдельных групп потребителей. Она будет подталкивать китайские компании к тому, чтобы они строили заводы и производили здесь.
Впрочем, у этого нововведения, как и любых протекционистских мер, есть и обратная сторона, связанная с рисками монополизации. Любая монополия в рыночной экономике снижает конкуренцию, а это в свою очередь ведет к росту стоимости продукции и услуг. При спаде услуг такси продажи автомобилей не вырастут.