
12 октября «Свободная пресса» опубликовала обзор по ситуации с введением с 1 ноября новых ставок утильсбора (для машин мощностью более 160 лошадиных сил). Критики планов правительства звучит много. С одной стороны, такое повышение ставок коснется меньшей части населения России (12−16%). С другой, все равно речь идет о миллионах наших сограждан.
14 октября первый заместитель председателя правительства России Денис Мантуров поручил Министерству промышленности и торговли рассмотреть возможность переноса сроков введения новых правил расчета утилизационного сбора. Ранее в Минпромторг с подобными просьбами обращались многие, включая главу «Деловой России» Алексея Репика.
А замруководителя ФТС Владимир Ивин на заседании Совета Федерации обратил внимание на то, что нет единого нормативного документа для расчета сбора, зато есть разные методики определения мощности для разных типов транспортных средств, включая гибриды и электромобили.
Велик риск произвольных доначислений и противоречивых решений на таможнях. А значит, ожидается серия скандальных ситуаций, от чего никому лучше не будет.
Ведущий Youtubе-канала по иномаркам, ввозимым в Россию из Японии и других стран Азии, Сергей Г. в разговоре с «СП» предположил:
— Отсрочка ничего простым людям не даст по той причине, что простые (бюджетные) покупатели банально не покупают автомобили с мощностью ДВС более 160 л.с.
Можно посмотреть по нескольким категориям: самые популярные иномарки, самые популярные отечественные авто, самые популярные авто с японских аукционов
«СП»: То есть никто почти и не пострадает от новых ставок утильсбора?
— Единственные, кто пострадает, это покупатели дорогих автомобилей б/у из Японии (джипы и кроссоверы). Это аукционные автомобили, машины с внутреннего японского рынка. Мощные автомобили там просто невыгодно иметь. Из Кореи тоже сейчас везут в Россию в основном престижные б/у автомобили.
Депутат Госдумы Станислав Наумов в беседе с корреспондентом «Свободной Прессы» сразу обозначил принципиальный момент:
— Самое простое — встать в ряды возмущенных критиков решений Минпромторга. Но я бы рискнул заявить о своей особой точке зрения по поводу желаний избежать утильсбора при покупке за границей подержанных автомобилей.
«СП»: В чем заключается ваша особенная точка зрения?
— Я считаю, это несправедливо по отношению к миллионам людей, которые заняты в российской промышленности.
И если надо выбирать между симпатиями тех, кто живет перепродажами импортного секонд-хэнда, и теми, кто выстраивает долгую кропотливую работу по новому облику российского автопрома, я буду все-таки за национальную промышленную политику.
«СП»: А как же конкуренция, которая и заставляет эффективно развиваться участников рынка?
— Приведу такой пример. Если мы хотим, чтобы у нас были свои беспилотники на специальной военной операции, у нас должно быть свое развитое машиностроение.
Должны быть соответствующие инженерные компетенции. Неслучайно лучший на сегодня в стране завод по беспилотникам находится именно в Тольятти, центре автомобильной промышленности.
«СП»: Периодически возникают федеральные инициативы пересадить российских политиков на машины отечественного производства.
— Когда мне надо будет менять автомобиль, надеюсь, у российского автопрома найдется джип семейного типа, соответствующий моим запросам. В котором мы сможем всей семьей вместе с собакой ездить на дачу и с дачи. Это моя позиция.
«СП»: Госдума использует машины российского производства?
— В Госдуме давно закуплена продукция российских автозаводов. Депутаты пересели на эти машины.
«СП»: Качество отечественных машин депутатов устраивает?
— Есть вопросы. Управделами Госдумы собирает те или иные замечания, предложения. Конечно, российским автозаводам нужно быть гораздо более клиентоориентированными, чем это было в советские времена.
Для этого нужно выстраивать совершенно иным образом работу с частными и корпоративными клиентами.
«СП»: С 2026 года в такси России планируется разрешить использование только машин с высокой степенью локализации.
— Это отдельная задача для российского автопрома — обеспечить высокую локализацию машин для такси.
Но в данном случае мы должны не метаться из крайности в крайность. Можно покупать иномарки в автосалонах на территории Российской Федерации.
При этом правительство всегда открыто к предложениям по локализации производства легковых автомобилей на территории России. С другой стороны, никакие меры господдержки не могут быть очередными антикризисными мерами.
«СП»: Тогда какие это должны быть меры?
— Можно и нужно поставить задачу достичь качественных результатов и не только насыщать внутренний рынок, но и работать на экспорт.
«СП»: Думаете, это реально?
— Это амбициозная, но посильная задача. Машиностроение, автомобилестроение — это также машины скорой помощи, спецтехника, дорожная техника, сельскохозяйственная техника, грузовики.
«СП»: Вы не поддерживаете тех, кто устраивает акции протеста против повышения ставок утильсбора?
— Уважаемым перекупщикам можно сказать, что интересы страны сегодня стоят на первом месте.
Да, есть недостатки в установлении новых ставок утильсбора. И первый вице-премьер Мантуров дал еще месяц, чтобы все, кто покупал машины за рубежом по прежним ставкам, завершили эти процедуры.
А дальше надо серьезно проанализировать, почему российский автопром нуждается в дополнительном контроле.
Нужно использовать те хорошие примеры, которые за последние десятилетия были в истории отечественного автопрома. Когда появлялись популярные, доступные по цене легковые автомобили.