Приговор нацболу продемонстрировал отсутствие солидарности в среде патриотической общественности
Деятельность Министерства культуры в последние годы чаще всего становилась предметом внимания СМИ в контексте, я бы сказал, непрофильных функций, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Александр Прохоров.
Речь идет о составлении разного рода «черных списков» деятелей культуры и произведений, созданных ими или с их участием, которые «представляют угрозу безопасности Украины» и подлежат полному запрету на ее территории.
Рвение и дотошность, с которыми чиновники Минкульта трудятся над своим черным списком, достойна того, чтобы ее отметить особо. Так, в него попала, признаюсь, совершенно мне неведомая актриса Екатерина Ивановна Белоцерковская, вся вина которой заключается в том, что она супруга режиссера Бориса Юрьевича Грачевского (он также фигурант «черного списка»).
Конечно, практически во всех странах существуют списки персон нон грата, да и цензура в той или иной форме присутствует Однако не только в цивилизованных, но и в тоталитарных странах осуществление этих функций всегда поручалось более «профильным» ведомствам. Минкульт же всегда представлял «либеральное начало», структуру, которая должна поддерживать творческих людей, учреждения, несущие в массы «разумное, доброе, вечное», пропагандирующие культурные достижения страны за ее пределами.
Приговор нацболу продемонстрировал отсутствие солидарности в среде патриотической общественности
Характерно, что ни один даже советский министр культуры не вошел в историю как «держиморда», вся политика которого сводилась к тому, чтобы «не пущать». Конечно, эти люди считались «бойцами идеологического фронта», и не все плоды творчества «подопечных» вызывали у них восторг и поддержку. Но в целом они были куда снисходительнее, чем сугубо идеологические структуры, и частенько проталкивали сложные с точки зрения цензуры произведения и их авторов.
Украинскому же Минкульту отведена роль авангарда в деле «развития украинской культуры», что можно было бы считать естественным и закономерным, если бы все не сводилось к планомерному изгнанию из Украины российской культуры. И это, наверное, единственное, чем его руководство занимается с искренним энтузиазмом. А вот развитие собственно украинской культуры дело, видимо, куда более скучное и неблагодарное — библиотеки, дома культуры, музеи на местах находятся на голодном бюджетном пайке, массово закрываются.
Конечно, можно посетовать на недостаток средств в условиях «гибридной агрессии», но вот на мероприятия, чреватые непосредственным участием в освоении средств, загранкомандировками по культовым местам ресурсы (и немалые) находятся, ведь речь идет о «формировании образа современной Украины» среди передовой мировой общественности.
Так, с июля в Минкульте с огромным ажиотажем проходил отбор проекта, который будет представлять Украину на биеннале современного искусства в Венеции в 2019 г. (Венецианская биеннале — огромная художественная выставка, одна из самых влиятельных; проходит каждые два года).
Как рассказала первый замминистра культуры Светлана Фоменко, отвечающая за представление Украины на биеннале, в 2019 г. украинский павильон будет в Арсенале — большом пространстве, которое было сооружено в XII в. (там располагались мастерские, был док). Выбором проекта, который представит Украину на выставке, занимается специальное жюри. Оно формируется в соответствии с документом — «Порядком отбора Куратора национального культурного проекта для представления Украины на Венецианской биеннале современного искусства».
В конкурсную комиссию входит семь человек — «независимые эксперты в сфере культуры, публичного или бизнес-администрирования, члены профессиональных, творческих союзов, объединений, ассоциаций, организаций в сфере культуры, зарегистрированных согласно закону, члены международных объединений, ассоциаций, организаций в сфере культуры (по согласию)».
При этом эксперты не могут заседать в комиссии два раза подряд — т. е. выбирать украинский павильон на биеннале 2021 г. будет уже совсем другой состав (если, конечно, в порядок не внесут соответствующие изменения). Чтобы избежать конфликта интересов, есть такая норма: «Не может быть членом конкурсной комиссии человек, являющийся руководителем, членом руководящих органов или работником участника конкурсного отбора». Конкурс проводится в несколько этапов. В общем, все серьезно.
В этом году 1-е место на конкурсе занял проект «Открытой группы» художников Юрия Билея, Павла Ковача, Антона Варги и Станислава Турины. Проект называется «Падающая тень „Мрии“ на сады Джардини». Представление проекта и его кураторов состоялось в Укринформе. «Это проект, который состоит из нескольких частей, и первая из них — пролет крупнейшего в мире грузового самолета над садами Джардини и возвращение на Украину», — рассказал художник и соучредитель «Открытой группы», куратор проекта Юрий Билей.
Планируется, что в самолете будет информация обо всех украинских художниках. Самолет «Мрия» на несколько секунд бросит тень на сады Джардини, а все, что останется после пролета, — миф о тени Джардини — будет показываться на выставке в павильоне в течение шести месяцев. Таким образом, отмечают кураторы, сам пролет «Мрии» и репродукция мифа вокруг него станет наполнением украинского национального павильона на Венецианской биеннале.
Что ж, масштабно и креативно, вписывается в заявленную тему Биеннале-2019 — «Чтоб вы жили в эпоху перемен» (посвященную прогрессу, техническому
Только вот консультировались ли чиновники Минкульта, принимая это решение, с профильными специалистами? Принято считать, что у гуманитариев с точными науками всегда напряженка, но что мешало обратиться к физикам с кафедры в любом вузе, дабы те рассчитали размер тени от «Мрии»: на какой высоте, под каким углом к солнцу, в какое время она должна пролететь, чтобы эта тень была хоть как-то заметна.
Не претендую на абсолютность моих выводов, но сохранившихся остатков школьного и институтского курса физики мне достаточно, дабы сделать вывод, что полет «Мрии» должен проходить на сверхмалой высоте, едва не касаясь венецианских крыш, — ранним утром либо вечером. Причем покрыть за один пролет тенью каждый уголок садов Джардини нереально даже «Мрии». А если в назначенный день будет облачная погода? Разгонять облака?
Почему на постмайданной Украине граждане вспомнили о твердой руке Сталина
Остается надеяться, что внимание посетителей привлечет сам факт пролета крупнейшего в мире самолета. Но сообщу к сведению «митців» и их кураторов из Минкульта, что воздушные суда не летают где им заблагорассудится, а следуют жестким правилам безопасности и указаниям диспетчерских служб. Заручились ли согласием итальянских структур безопасности воздушного движения и властей самой Венеции?
Информация на сей счет отсутствует. Я же замечу от себя, что если воздушные парады в городской черте время от времени проводятся, то демонстрационные полеты участников различных авиасалонов всегда проходят над аэродромами, но никогда в небе над расположенными поблизости городами. Видимо, по общепринятой практике доверять столь ответственное дело можно только летчикам и техникам.
В общем, понятно, что «Тень «Мрии» (как верно сказано в сети при обсуждении проекта: «тень мечты это метафорично для Украины») — очередной прожект вроде омеляновского гиперлупа, не имеющий никаких шансов на реализацию. Зато позволяющий чиновникам Минкульта демонстрировать бурную деятельность, ну и средства, конечно, освоить.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.