Мнения / Литература

Слово о погибели земли Советской

Последние годы СССР в новом романе Игоря Бойкова «Кумач надорванный»

  
2248
На фото: обложка книги Игоря Бойкова «Кумач надорванный»
На фото: обложка книги Игоря Бойкова «Кумач надорванный» (Фото: предоставлено атвором)

Все масштабные исторические события, предопределившие судьбы целых государств и народов, как правило, находят отражение в художественной литературе. Писатели, выступающие в роли глашатаев своего поколения, пропускают через себя и создают для нас яркими изобразительными средствами картину общественного бытия в дни великих переломов: передают тревоги испытаний, боль поражений, радость побед, глубину исторических разломов. Благодаря им мы постигаем прошлое не только через официальную историографию (всегда идеологизированную и приглаженную), но и через прозу современников, в которой выражен художественный, живой, во многом личный взгляд.

Так, память о войне 1812 года укоренена в памяти потомков во многом благодаря эпопее Льва Толстого. Первую Мировую запечатлели в своих произведениях Ремарк, Хемингуэй, Барбюс. Нашу Гражданскую — книги Шолохова и Гайдара. Но есть в мировой истории одно незаслуженно обойденное писателями событие, хотя оно повлияло на судьбу человеческой цивилизации не меньше, чем мировые войны или закат Римской Империи. В нём, как в жерновах, оказались перемолоты миллионы людей, десятки народов, сталкивались, сражались и распадались политические режимы. Фантомные боли остры до сих пор. Имя тому сверхсобытию — крушение социализма и распад СССР.

Несмотря на гигантский масштаб (а возможно — именно вследствие него), оно ещё пока — поле почти непаханое для серьёзных прозаиков. Именно им — этим Толстым, Ремаркам и Шолоховым нашего времени — предстоит зафиксировать для будущих поколений не сухую хронографию, которую мы знаем и так, а создать панорамную картину трагической и жуткой погибели великого государства, вместе с которым канули в небытие идеи, жизненные устои, людские судьбы. Роман Игоря Бойкова «Кумач надорванный» — едва ли не первая попытка подобную панорамную картину, наконец, написать.

Действие романа начинается летом 1989 года, в самый апогей перестройки. В одном из областных центров России (в описанном Бойковым вымышленном городе Кузнецове, однако, вполне угадывается Калинин-Тверь) местная интеллигенция взбудоражена первым Всесоюзным съездом народных депутатов. Она не отрывается от телевизора, журналов и газет, внимает разоблачениям, преклоняется перед новоявленными пророками…

Читайте также
Не служанка Не служанка

Сергей Шаргунов о том, как удалось пробить поправки, защищающие культуру

Лето 1989 года, очевидно, взято автором за точку отсчёта неслучайно: ведь как раз в эти дни мы отмечаем тридцатилетний юбилей с начала нашей буржуазно-криминальной революции, сгубившей Советский Союз.

Перестроечный социум показан в романе болезненным, раздвоено нездоровым. С одной стороны, классический, такой знакомый нам советский быт, первомайские и ноябрьские демонстрации, студенческие поездки «на картошку», а с другой, — фарцовка, видеосалоны, черный рынок валюты, нарастание диссидентства и антисоветчины — на площадях и в головах. И именно на изменениях «в головах» акцентирует внимание автор. Роптание на власть в очередях за дефицитным вином, выступления нарождающейся демшизы на Арбате, саркастическое отношение к официальной пропаганде и антигосударственные настроения в трудовых коллективах, институтских аудиториях, семьях не оставляют сомнений в том, что нам показывают время глубокого общественного кризиса. Сцены и диалоги, передающие атмосферу повального недоверия к советской системе, её уничтожающую критику встречаем мы на каждой странице. Это важный акцент в романе — ведь сегодня наши отцы и деды, пережившие распад государства, любят говорить, что «нас не спрашивали», «это было против нашей воли», «мы не хотели». Но нет — автор изображает нарастание всеобщего антисоветизма, словно какую-то страшную пандемию. И отдельные голоса «за строй», призывающие одуматься, прозреть, удержать расползающуюся страну, тонут в бесноватом хоре возжелавших поскорее прикончить опостылевший «совок».

В процессе чтения книги задаешься вопросом: почему же так слабо и униженно в романе звучит голос защищавших Союз? Почему почти везде и повсюду заглушают и оплевывают робких и разобщённых сторонников социализма, которые кажутся отжившими свое ретроградами, что не в силах сопротивляться накатывающей волне, захлёстывающей страну, смывающей всё в серой пене? И понимаешь — так все и было. Тогда, на рубеже 90-х, страна действительно «ждала перемен».

В романе две основные сюжетные линии: историческая и семейно-бытовая. Прорыв демократов с Ельциным во главе к вершинам власти и жизнь семьи провинциальных советских интеллигентов. Главным героем этой второй линии является молодой парень Валерьян, студент физмата. Он учится, ездит «на картошку», влюбляется, испытывает трудности во взаимоотношениях с родителями. Несмотря на то, что Валерьян, как бы сейчас сказали, определенно человек высоких моральных качеств, мы видим, как он сталкивается, а порой и погружается в прорастающую, словно трава сквозь растрескавшийся асфальт, новую жизнь: вовлекается в нелегальный пока ещё обмен валюты, устраивается работать в частный видеосалон, заводит знакомства с фарцовщиками, спекулянтами и прочими «героями дня грядущего». Вся эта «муть» входит в противоречие с моральными ориентирами студента, и он, поначалу аполитичный, начинает интересоваться политикой, читать газеты, пытается разбираться, что к чему и куда так стремительно катится его некогда спокойный и стабильный, по-советски прямолинейный мир. Валерьян в своих политических поисках приходит к консервативной почвеннической позиции, он против бездумного расшатывания и разрушения его Родины, его мира. И вот тут он вступает в идейный конфликт с отцом, пышущим злобой и презрением к «обидевшему», к «недодавшему» ему строю.

Конфликт отцов и детей разворачивается перед нами в интересном ракурсе: отцы здесь являются «революционерами», разрушителями старого мира, а дети, новое поколение стараются удержать прежний мир в его границах. Валерьян в лице отца сталкивается с общественной обструкцией своей позиции, с осмеянием и осуждением, а после предательства своей первой любви, готовой окунуться в самую грязь ради возможности выехать в манящий заграничный рай, окончательно подхватывается политическим вихрем и начинает посильную одиночке борьбу, пытаясь спасти рассыпающийся дом.

Отец Валерьяна является связующим звеном сюжетных линий. Бойков выписывает «героев своего времени» во всей красе — как на уровне обычных советских интеллигентов, сбивающихся в кружки и партии, так и на уровне ключевых фигур эпохи, партийных функционеров, популистов и демагогов, группирующихся вокруг Ельцина. Демократы активны, энергичны, злы. Они тонко чувствуют общественные настроения, раздувают антисоветскую истерию. Они напролом, не жалея сил, продираются к цели.

Читайте также

Но что у них за цель? Автор умело «выворачивает наизнанку» души демократов. И мы видим, что в них нет ничего, кроме жажды власти, даже ценой погрома страны, растаскивания её на куски. Они готовы идти на ложь, на подлог и подкуп, им плевать, во что отольются народу их безумства. Цинизм, граничащий с запредельным невежеством — вот их основные человеческие черты. Во истину — они не знают общества, в котором живут. Автор на примерах трагических событий в Литве, перипетий фракционной борьбы на республиканских съездах, продавливания идеи суверенизации РСФСР показывает ужасающую деструктивность устремлений демократического крыла. Но аппаратчики, косные и догматичные, уже не в силах защитить свою власть от агрессивных, чувствующих близость победы демократов.

Бойков проработал огромный пласт документального материала. В исторических отступлениях он детально обрисовывает многие, иногда полустёртые уже в памяти, исторические события, дает точные характеристики реальным прототипам героев, вкладывает в их уста реально произнесенные ими слова. Хасбулатов, Филатов, Константинов, Умалатова, Алкснис, Полозков являются живыми героями повествования.

В финале романа — в скоротечные августовские дни возникновения и поражения ГКЧП — сюжетные линии сходятся. Валерьян примыкает к патриотам из прохановской газеты «День» и вместе с ними оказывается в осаде демократических манифестантов, додавливающих защитников «старого мира». В демократическом лагере Ельцина торжествует победу его родной отец…

Историческая проблематика, поднятая автором, настолько сложна и эпична, что он, видимо, не смог вместить ее в рамки одного тома, своей оборванной концовкой давая понять, что читателю стоит ожидать продолжения. Книга Игоря Бойкова «Кумач надорванный» на данный момент единственная в своем роде попытка художественного осмысления этого больного и близкого нам времени, разделившего эпохи и положившего начало истории новой России.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Захар Прилепин

Писатель, журналист

Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Опрос
По опросам социологов Россияне мечтают о достойной зарплате в 66 тысяч рублей. А сколько выходит реально у вас?
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня